Чему и как учить машиниста

На дорогу приходит новая техника, есть перспективы для роста объёмов перевозок, но постоянно быть в лидерах нам мешают недостаточно ответственное отношение к обеспечению безопасности движения и охраны труда

На дорогу приходит новая техника, есть перспективы для роста объёмов перевозок, но постоянно быть в лидерах нам мешают недостаточно ответственное отношение к обеспечению безопасности движения и охраны труда

 

На встрече первого заместителя начальника дороги Валерия Фомина с локомотивными бригадами в подменном пункте Кизел локомотивного депо Березники выяснилось, что одна из проблем здесь – низкое качество техучёбы: занятия проводятся, но эффективность их крайне низкая.

 

– Пора научиться проводить совещания, техническую учёбу в коллективах локомотивных депо и подменных пунктов, как положено, при полной явке, – обвёл глазами бывший класс железнодорожной школы, а ныне зал заседаний Валерий Фомин. – Из 140 по штату и четырёх десятков работников не наберём.

 

– А ситуация сегодня складывается таким образом, – продолжил Валерий Константинович, – что каждый день у эксплуатационников и ремонтников происходят события, нарушающие нормальный ритм магистрали. В целом в локомотивном хозяйстве положение нельзя назвать удовлетворительным. Если за 9 месяцев этого года в путейском блоке допущено 34 брака, у вагонников – 32, то локомотивщики принесли 79.

 

– Кто из вас может рассказать об обстоятельствах случаев, которые произошли на Юго-Восточной дороге и чуть раньше на Сургутском отделении нашей магистрали? – интересуется Валерий Фомин.

 

Встают помощник машиниста Андрей Южанин, дежурный по депо Михаил Кылосов, машинист Алексей Ушаков. Они докладывают про обстоятельства, называют километры, фамилии. Тем не менее Валерий Фомин находит, что добавить, с особой дотошностью, пошагово разбирает действия локомотивных бригад.

 

– Как видите, только всем классом смогли полно ответить, – подытожил руководитель. – Значит, суть вопроса – в качестве учёбы локомотивных бригад. Тому ли и так ли мы учим? Как себя вести машинисту и помощнику при остановке поезда на перегоне в случае саморасцепа, неисправности тормозного оборудования, к примеру, в морозную зимнюю ночь? Зима – период, сложный для машиниста, и мы должны снова повторить действия шаг за шагом, «на берегу» учесть все обстоятельства. К примеру, у вас замёрзла ручка, как передадите машинисту номер последнего вагона?

 

– По сотовому телефону, – не растерялся Андрей Южанин.

 

В ходе дальнейшей беседы выясняется, что конспектов, записей по темам, изученным на технической учёбе, никто не ведёт – ограничиваются чтением телеграмм. А когда происходит сбой, у бригады то, что они успели схватить на занятиях, из головы вылетает.

 

– Кто может рассчитать необходимое количество башмаков при вынужденной остановке на уклоне, и где взять эти башмаки? – ни одна рука не поднялась в зале…

 

– А хорошо ли знает машинист участок, по которому он ездит – плечи обслуживания в последнее время заметно увеличились? – здесь все задумались.

 

Далее речь зашла о новой технике, подвижном составе, системах безопасности, обеспечении вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов.

 

– Уже сегодня, – подчеркнул Валерий Фомин, – мы должны готовить специалистов для управления принципиально новыми электровозами, тепловозами, газотурбовозами. В самое ближайшее время дорогу ожидает серьёзный качественный рывок. А это во многом иные технологии, спутниковые системы связи, навигации и безопасности. Со строительством 53-километрового обхода вокруг Березников придут новые объёмы, которые в дальнейшем прирастут мощнейшими проектами «Урал промышленный – Урал Полярный», «Белкомур». А это бригады, контингент, выручка. Но такой перспективы мы можем добиться, только пройдя нынешний сложный этап. Готовиться к этому надо. Кто из вас, к примеру, интересуется электровозом 2ЭС6? Пока их у нас два десятка, но скоро машина начнёт поступать на дорогу с поточной линии, и, вот увидите, придёт к вам, в Кизел.

 

Далее речь зашла о том, что дорога побеждает кризисное падение объёмов перевозок, наращивает транспортные потоки на главном ходу. По результатам работы за второй и третий кварталы она вышла в лидеры сетевого соревнования, выполнила все производ­ственные показатели.

Но нас, по словам Валерия Фомина, подводит положение с безопасностью движения, травматизмом:

 

– Эти факторы надо изживать, вот почему мы и идём сегодня в трудовые коллективы. Обидно, когда один – два человека допускают событие, которое напрочь перечёркивает труд многотысячного коллектива.

 

Беседа пошла в режиме: вопрос – ответ.

 

– Как дежурному по станции поймать ключ-жезл, если мы сейчас ездим мимо них со скоростью 60 и более километров в час? – спрашивают машинисты. – Не лучше ли переработать технологию и внести изменения в инструкцию?

 

– Да, и такая технология уже разрабатывается службой перевозок.

 

– Предлагаем вернуться к практике пломбирования высоковольтной камеры.

 

– Очень своевременное предложение. Это надёжная гарантия вашей безопасности труда, заслон хищениям электроэнергии, разоборудованию установок рекуперативного торможения. Взять только рекуперацию. Для её восстановления на всех локомотивах дорога должна найти более 100 млн рублей – и они будут найдены. Рекуперация – важный фактор ресурсосбережения для магистрали.

 

Другим не менее важным фактором является автоматическое гребнесмазывание. Сегодня оно восстановлено на 86 машинах, а это ещё многие десятки миллионов рублей. Стирание бандажа и гребня – здесь мы бьём все нормативы – тоже тема, над которой надо серьёзно работать. В частности, к нам скоро придут 6 вагонов-рельсосмазывателей. Но, пожалуй, наш самый большой ресурсный резерв – рацио­нальное использование локомотивных бригад, жёсткие нитки графика – сегодня это можно и нужно реализовать.

 

– Предлагаем создать учебную группу для подготовки локомотивных бригад для Березниковского обхода.

 

– Договаривайтесь с ТЧ Березники или Пермь – мы даём своё «добро».

 

Порой вопросы были значительно ниже уровня Валерия Фомина, но он отвечал на все. Закончил словами: – Каждый должен понять – ваше благосостояние в ваших руках. Одни продолжат работу, а другие будут вынуждены сойти с локомотива.

 

Николай Медянцев
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/