Для них фронт был в тылу…

Сотрудники транспортной милиции во время войны сопровождали грузы государственного значения и обезвреживали диверсантов

Сотрудники транспортной милиции во время войны сопровождали грузы государственного значения и обезвреживали диверсантов

 

Уже в конце июня 1941 года в транспортное отделение НКВД поступала тревожная информация о просачивании на Урал пятисот выпускников школ германского «Абвера».

 

Профессионалы, способные выполнять операции в самых неблагоприятных условиях, представляли крайнюю опасность. Они устраивали диверсии, подстрекали к мародёрству, дезертирству, распространяли панические слухи…

 

Конвои транспортной милиции Среднего Урала, сопровождавшие грузы  государственного значения, часто сталкивались с нападениями вооружённых диверсантов. Оперативники одного только 2-го сыскного отдела обезвредили более трёх десятков диверсантов, некоторые из которых легализовались на железной дороге по поддельным документам.

 

14 апреля 1942 года сотрудники отделения НКВД на станции Нижний Тагил задержали дезертировавшего из армии Павла С. Расследование установило, что, находясь в действующей армии, он с оружием перешёл на сторону немцев и был завербован ими в качестве пропагандиста.

 

Через громкоговорящую установку на линии фронта дезертир восхвалял фашизм и немецкую армию, призывал переходить на сторону немцев. Кроме того, распространял фашистские листовки в прифронтовых населённых пунктах. Вознаграждение получал деньгами и продуктами питания.

 

– В апреле 1943 года на территории Первоуральского новотрубного завода оперативники задержали гражданина в военной форме, – вспоминает бывший глава 2-го сыскного отдела НКВД на Свердловской железной дороге полковник милиции в отставке Александр Кузнецов.

– У задержанного обнаружили поддельные документы, запись количества прошедших через контрольный пост вагонов с конечными пунктами их назначения.

 

Среди перевозившихся под охраной транспортников ценностей было и оборудование для эвакуированных заводов. Основные потоки шли на уральские предприятия, где в начале 1941 года начали выпуск знаменитых «Катюш».

 

Составам с ракетными установками давали «зелёную улицу». Десяток-другой единиц такого оружия, аналогов которому у немцев не было, мог сыграть решающую роль. Первые семь «Катюш» в сопровождении наряда во главе с Иваном Дашковым прибыли в Белоруссию уже 2 июля 1941 года. А 14 июля эта ракетная батарея продемонстрировала свои возможности при обороне Оршанского железнодорожного узла.

 

К слову, Дашков и Кузнецов были в числе немногих, кто удостоился в годы войны звания «Почётного железнодорожника». 14 марта 1944 года капитана Кузнецова принял нарком путей сообщения Каганович и вручил ему знак и удостоверение с записью «За активную боевую помощь в деле выполнения железнодорожным транспортом заданий Правительства»…

 

Яна Куклич,

пресс-служба

Среднеуральского УВДТ

© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/