Мечта в подарок

Маленькая девчушка лет четырёх, забыв о маме и младшем брате, зачарованно и удивлённо смотрит из окна плацкартного вагона. Несколько минут назад на предыдущей станции её папа, провожая своё семейство в путь, радостно улыбался и махал на прощанье рукой. А теперь, когда поезд прибыл на станцию Солнечная, он снова здесь и снова светится от улыбки, глядя на изумлённое личико дочки…

Инструктор детской Свердловской железной дороги Татьяна Мазеина – учитель и психолог в одном лице

 

Маленькая девчушка лет четырёх, забыв о маме и младшем брате, зачарованно и удивлённо смотрит из окна плацкартного вагона. Несколько минут назад на предыдущей станции её папа, провожая своё семейство в путь, радостно улыбался и махал на прощанье рукой. А теперь, когда поезд прибыл на станцию Солнечная, он снова здесь и снова светится от улыбки, глядя на изумлённое личико дочки…

 

Эта трогательная картинка осталась в памяти Татьяны Мазеиной, инструктора детской Свердловской железной дороги, на всю жизнь. Много лет назад именно её отец бежал во весь опор, чтобы обогнать неспешный состав малой магистрали. Так совершенно случайно он подарил дочери мечту.

 

– Наша семья жила недалеко от Центрального парка культуры и отдыха имени Маяковского, поэтому мы часто там гуляли, – вспоминает Татьяна Васильевна. – Причём одно из любимых мест было недалеко от станции Солнечная. Поэтому всякий раз к моему первому яркому впечатлению от путешествия по железной дороге добавлялось что-то ещё. Однажды во время очередной нашей прогулки мимо проходил поезд «Юный уралец». Тогда я сказала папе, что буду работать на этой железной дороге.

 

Через несколько лет Таня стала воспитанницей малой магистрали. «Ну вот, мечта сбылась, ты уже работаешь там, где хотела», – слегка подтрунивал отец.

 

А дочка увлечённо познавала новый мир.

 

– Мой первый инструктор Владимир Степанович Бочкарев был очень мягким и душевным человеком. Он проводил с нами, юными железнодорожниками, много времени, к примеру, ходил в четырёхдневные походы из Сысерти в Черданцево, – рассказывает Татьяна Васильевна.

– Неизгладимое впечатление оставили и поездки в Харьков, в Севастополь, во время которых мы с ребятами работали дублёрами проводников.

 

Интересно было выполнять обязанности взрослого человека и ощущать себя соответственно. Приятно осознавать, что мне по силам оказать определённую помощь пассажирам.

Я очень хорошо помню и друзей, которые были со мной в этих поездках.

С некоторыми из них поддерживаю приятельские отношения до сих пор. Может быть не очень часто – раз или два в месяц – созваниваемся с Ромкой Пахомовым, с Андрюшей Петровым тоже достаточно часто видимся.

 

После окончания Уральского техникума железнодорожного транспорта в1982 году Татьяна начала проходить практику в качестве оператора на станции Арамиль. Она решила, что нужно непременно поделиться вестью о столь серьёзном событии и отправилась на малую магистраль. Тогда гостью заметил начальник детской железной дороги Владимир Бабыкин и очень возмутился: «Почему тебя не отправили к нам на практику? У нас инструкторов не хватает. К нам какого-нибудь новичка пришлют – его учить надо. А ты столько лет занималась у нас, ты же всё знаешь».

 

Один телефонный звонок руководителя кардинально изменил ситуацию, и юная практикантка оказалась на малой магистрали.

 

– Честно скажу – я была счастлива, – признается Татьяна Васильевна. – Ведь я мечтала работать на детской железной дороге, но на тот момент даже не предполагала, что это возможно.

 

Так Татьяна стала инструктором. Через несколько лет на малую магистраль пришел и её отец – Василий Александрович. Вплоть до пенсии он работал травильщиком в издательстве «Уральский рабочий». Оставаться без дела на заслуженном отдыхе ему не хотелось, поэтому устроился на детскую железную дорогу кочегаром-сторожем. Рядом с любимой дочерью Василий Мазеин проработал 20 лет. И ему, конечно же, не составляло труда находить общий язык с юными железнодорожниками. Во внеурочный час Василий

Александрович пёк ребятам картошку на костре и разговаривал с ними по душам.

 

Татьяна Васильевна тоже не ограничивалась перечнем задач, возложенных на инструктора, но и старалась помочь детям адаптироваться в тех или иных жизненных ситуациях. Но в какой-то момент она поняла, что не в каждом случае это по силам:

 

– Один из моих воспитанников, хороший парень, в какой-то момент ушёл в себя. И я не могла определить причину, не понимала, как можно помочь. В другом случае замкнулась девочка.

У неё возникли проблемы во взаимоотношениях с мамой. Но я тоже не знала, как оказать ей поддержку.

 

В итоге пять лет назад Татьяна Васильевна отправилась обучаться на факультет социальной психологии в Гуманитарный университет. Она уверена, что новые знания помогут сориентировать подростков в непростых жизненных обстоятельствах.

 

блиц-интервью

Южики рассказали корреспонденту «УМ» о своём знакомстве с детской Свердловской железной дорогой:

 

Яна Старовойтова, дежурный по станции Пионерская:

 

Когда я пришла на детскую железную дорогу, мне здесь сразу понравилось, потому что в школе коллектив совершенно другой – там внутри класса идёт постоянное деление на какие-то группы, компании. А здесь все настроены дружелюбно. Я с удовольствием сюда прихожу и не жалею на это ни времени, ни сил, потому что очень интересно. Локомотивы нравятся... Вообще, меня почему-то тянет к технике.

 

Артём Мальгинов, дежурный по станции Центральная:

 

Когда я учился в пятом классе, увидел по телевизору новости про детскую железную дорогу. Тогда же мне захотелось туда пойти, но я не знал, как это сделать. А через две недели в школу пришла инструктор и всё рассказала. Мне здесь понравилось. Моя мечта сбылась. После школы буду поступать в железнодорожный техникум.

 

Мария Шатунова, начальник смены:

 

Впервые в жизни о детской железной дороге я узнала в пятом классе. Сначала я подумала, что она какая-то игрушечная. Потом меня сюда привёл одноклассник, который уже записался . То, что я увидела, превзошло мои ожидания. Здесь всё по-настоящему!

 

Светлана Немирова, главный кондуктор:

 

Меня сюда привели подружки. Начала ходить на занятия – увлеклась. Помню, очень переживала, когда не прошла отбор на конкурс «Лучший по профессии». Мне очень нравится профессия дежурный по станции, в этой номинации я и хотела участвовать.


А сейчас я мечтаю работать в Диспетчерском центре управления движением – там всегда так вкусно пахнет булочками.

 

Илья Молочков, машинист локомотива:

 

Когда я впервые попал на детскую железную дорогу в качестве пассажира, то удивился, что функции работников выполняют дети. Через несколько лет к нам в школу пришла инструктор, и я решил пойти на малую железную дорогу.


В 2007 году, после курса теории, была моя первая рабочая смена в качестве ревизора. Мне очень нравится здесь: интересная работа, замечательные люди.

Валерия Сомова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/