Предметы «старины глубокой»

Музей истории и техники Пермского региона имени Алексея Михайловича Королёва относительно молод. Только в конце следующего года он минует свою первую пятилетку. Однако уже сегодня под его сводами хранится более 1700 подлинных предметов железнодорожной истории. Корреспондент «УМ» побывал в музее во время одной из командировок.

Железнодорожники регулярно пополняют фонды музея истории и техники Пермского региона новыми экспонатами

 

Музей истории и техники Пермского региона имени Алексея Михайловича Королёва относительно молод. Только в конце следующего года он минует свою первую пятилетку. Однако уже сегодня под его сводами хранится более 1700 подлинных предметов железнодорожной истории. Корреспондент «УМ» побывал в музее во время одной из командировок.

 

– Первым делом я прошу посетителей обратить внимание на карту Пермского отделения, а теперь уже региона дороги, – рассказывает заведующая музеем Мария Баяндина. – Она настолько подробная, что многие находят здесь свои станции и даже садовые участки.

 

Рядом с картой – наружные часы «Стрела». Некогда они отсчитывали время на вокзале Пермь-1. Позже их нашли и починили работники Пермской дистанции электроснабжения. И теперь стрелка со звонким щелчком перемещается на одно деление в минуту. Тёплым светом люминесцентных ламп горит циферблат.

 

Собрано в музее множество фотодокументальных свидетельств разных эпох. Изумление у меня, как, наверное, и у других экскурсантов, вызывает снимок 1900 года. На нём – главные бухгалтеры управления Пермской дороги. Ни одной женщины, исключительно мужчины!

Историю восстановления взорванного в Гражданскую войну Камского моста пересказывает серия чёрно-белых фотографий. В трескучие морозы, по два сантиметра в день поднимали многотонную ферму моста сто винтовых домкратов. Один из тех «трудяг» находится в экспозиции музея.

 

От каждого экспоната тянется ниточка в прошлое. Получается 1700 историй – радостных и горьких, трагических и курьёзных. Как в случае с историей о кителе машиниста паровозного депо Пермь-2 Ивана Лыскова. Ростом он был невелик, носил одежду 46 размера, но в обиду себя не давал. Лысков, говорят, всё время был чем-то недоволен, кричал, за что и прозвали его Ваня-Гром.

 

– Когда в музей принесли его китель, на одном из его погон не оказалось звезды и знака паровоза, – вспоминает заведующая музеем. – Полгода я их искала, узнавала в Петербурге, можно ли сделать копии. Как-то взяла костюм домой, чтобы почистить. Сунула руку в карман – там лежат звезда и значок.

С тех пор знаю наверняка: если чего-то очень хочешь, обязательно сбудется.

 

Желанием хозяйки музея оставить потомкам предметы «старины глубокой» прониклись работники предприятий Пермского региона. Одни подарили звонковую переездную сигнализацию, другие – электрожезловой аппарат, третьи – пятисоткилограммовую «лягушу» для подъёма вагонов.

 

– Я очень благодарна железнодорожникам, – завершает экскурсию Мария Баяндина. – Это по-настоящему неравнодушные люди, которые сами находят и реставрируют уникальные вещи. Они любят свой музей и часто сюда приходят.

Евгений Невольниченко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/