Победный гудок «Лебедянки»

Торжества, посвящённые юбилею Победы, собрали в Екатеринбурге ветеранов Великой Отечественной войны со всех отделений Свердловской железной дороги<br />

В обширной программе праздничных мероприятий на Свердловской магистрали по замыслу организаторов центральное место заняли два события – прибытие на вокзал станции Екатеринбург-Пассажирский ретропоезда Победы и открытие мемориала в честь павших на фронтах Отечественной войны железнодорожников. В торжествах участвовали представители руководства Свердловской области, города и Екатеринбургской епархии. За ходом события наблюдали корреспонденты «УМ».

 

Встреча героев

Победы

…На перронах станции Екатеринбург-Пассажирский играют мелодии военных лет. Под их звучание на первой платформе кружится в танце пара ветеранов. Рядом негромко беседуют фронтовики, всё чаще произносят слово «паровоз».

– Много я их видел за сорок восемь лет работы на железной дороге, а войну провёл вот тут, – кивает в сторону вагонного депо ветеран Григорий Шульга. – Ремонтировал военно-санитарные и пассажирские поезда. Находились мы
на казарменном положении. Самый короткий рабочий день длился 12 часов. Бывало, и до восемнадцати часов в сутки трудились.

Составы в военные годы водили паровозы – предшественники локомотива серии «Л», гудок которого впервые прозвучал в 1947 году. Спустя 60 лет участники торжественного митинга на станции Екатеринбург-Пассажирский безошибочно узнают этот гудок, хотя никогда не слышали его вживую.

Вот из-за старого здания вокзала показывается и сам паровоз, известный в народе как «Лебедянка». Из вагонов доносятся громогласные возгласы «Ура!» «Победа!». На открытой платформе – солдаты в форме военных лет. С воздушными шарами и гвоздикой к ним неожиданно быстрым шагом подходит седовласый железнодорожник.

– Однажды вёл состав из Магнитогорска в Караганду, двое с лишним суток с паровоза не сходили, – вспоминает машинист Сахи Даутов.
– Главное было – не уснуть. Поэтому мы, машинисты, привязывали одну руку к свистку. Если, не дай бог, засыпаешь, рука падает, тянет за собой верёвку –
тут же раздаётся свис-
ток!

Кочегаром на паровозе в Великую Отечественную войну работал и Семён Корчёмкин. Он с машинистом-инструктором ТЧЭ Пермь-сортировочная Андреем Завьяловым докладывает начальнику дороги Владимиру Супруну о прибытии «Поезда Победы».

– Паровоз с серийным номером 10099 выпущен в 1954 году, он восстановлен минувшей зимой, – рассказывает корреспонденту «Уральской магистрали» начальник службы локомотивного хозяйства Анатолий Крутько. – Своим ходом паровоз прошёл весь участок от Перми
до Екатеринбурга протяжённостью 350 километров.

Специально к 9 Мая вагонное депо Смычка восстановило четыре вагона. Их производство, к слову, прекратилось ещё в 1978 году. Так что узлы и детали этих вагонов пришлось полностью перебрать, а редкую в наше время деревянную обшивку восстанавливать или же менять.

– Паровоз точно живой: дышит, свистит, – восхищены диспетчер службы локомотивного хозяйства, основатель творческой группы «Левша» Евгений Здоровенко и её нынешний руководитель Константин Минеев. – Всё, что мы сегодня увидели, попробуем применить в новых макетах.

…Протяжный, ставший уже таким родным гудок возвещает об отправлении «Лебедянки» в обратный путь. Гудок, задавший тон мероприятиям по случаю юбилея Великой Победы, запомнится всем, кому посчастливилось оказаться на станции Екатеринбург-Пассажирский в этот праздничный день.

 

В списках значатся

От памятника «Добровольцам Уральского танкового корпуса» праздничная колонна маршем следует к Дворцу культуры железнодорожников.

В сквере перед ДКЖ высится пока ещё укрытый полотнищем мемориал Памяти. На нём увековечены имена железнодорожников, отдавших жизнь за Победу в Великой Отечественной войне, – 41 фамилия. Автор проекта – архитектор-дизайнер Александр Фоминых. Стела сооружена на благотворительные средства Компании.

Среди гостей мероприятия – дочери погибшего на фронте железнодорожника Андрея Соболева Галина Мельник и Зинаида Кокорина, которая пришла вместе с внучкой и правнучкой.

– Наш отец работал в управлении дороги начальником кольцевого маршрута. В 1942 году ушёл на фронт добровольцем. После смерти его похоронили на мемориальном кладбище недалеко от Клайпеды. Мне посчастливилось побывать там всего два раза, последний – в 1994 году. А сейчас такой  возможности нет и единственное утешение – приходить сюда, к мемориалу, –
говорит Зинаида Андреевна.

Стела может стать памятным местом не только для родственников погибших фронтовиков. Василий Петренко, отдавший железной дороге 54 года, не скрывает своего восхищения:

– Открытие стелы –
событие, приятное и важное для всех железнодорожников. Спасибо руководству Свердловской магистрали и архитекторам, которые создали такую красоту.

Открывает торжество начальник дороги Владимир Супрун. Он поздравляет с событием гостей мероприятия и подчёркивает его значимость.
К его словам присоединяются председатель дорпрофсожа Анатолий Гаращенко, руководители советов ветеранов дороги и Свердловской области Александр Радионов и Юрий Судаков.

Курсанты роты почётного караула Уральского военного округа возлагают к монументу гирлянду, а родственники погибших героев – цветы. Наступает минута молчания, сопровождаемая гудком паровоза. Под звуки оркестра перед мемориалом торжественным маршем проходит рота солдат в форме времён Великой Отечественной. Над Дворцом культуры железнодорожников взмывают белые
голуби и воздушные шары, окрасившие небо победным красным цветом.

 

Цветы к новому

мемориалу

Ветеранов, собравшихся у Дворца культуры железнодорожников, угощают из полевой кухни солдатской кашей.

Спеть военную песню, пообщаться с сослуживцами и бывшими коллегами некоторые ветераны пришли с друзьями, другие – с детьми и внуками. Восьмидесятичетырёхлетняя Екатерина Ивановна Кабаева, несмотря на боль в ноге, пришла на концерт без чьей-либо помощи.

– Каждый год в День Победы я стараюсь рассказывать людям о тяжёлых годах войны, – говорит труженица тыла.
– В войну я была подростком. Работала на заводе, делала снаряды и детали для гранат. Иногда падала от голода и усталости в обморок. До сих пор помню вкус капусты, которой нас тогда кормили. Больше из продуктов ничего и не было.

После Великой Отечественной Екатерина Ивановна 30 лет проработала бухгалтером в Дорстройтресте.

…Концерт под открытым небом начинает вокальный коллектив «Радуга». Несколько женщин, сидящих у сцены, подпевают Уральскому Государственному русскому народному хору. «За дальнею околицей» и «Синий платочек» – песни, которые волнуют сердце каждого. Танцевальная группа исполняет кадриль.

– Была бы помоложе, сама бы в пляс пустилась, –
признаётся ветеран труда Надежда Андреевна Яковлева.

– Танцы и песни, полевая кухня, разноцветные шары – всё это создает праздничное настроение. Важно, что в День Победы ветераны встречаются друг с другом, вспоминают молодость, передают свои воспоминания другим поколениям, – говорит директор ДКЖ Светлана Новикова. – Военные годы – это не только бои и потери. Во время Великой Отечественной была и радость, и дружба, и любовь.
В перерывах между боями люди пели, шутили, смеялись.

После концерта под открытым небом гостей приглашают во Дворец. Перед входом в большой зал учащиеся Детской железной дороги дарят победителям гвоздики, а представители одной из компаний – сувениры.

Фильм Сергея Селивёрстова, снятый к юбилею, открывает праздничный концерт. На экране – кадры военной кинохроники и воспоминания фронтовиков-железнодорожников.

С первого дня войны Свердловская железная дорога сформировала специальный агитпоезд, на котором 350 артистов городских театров и филармонии побывали на передовой в составе фронтовых бригад.

…Кончилась война. Солдаты возвращаются домой. Вместе с ними «Поездом Победы» прибывают и артисты. Среди них –
шоу-группа «Эйфория», театры танца «Степ» и «Аист», ансамбль «Радость» и капелла мальчиков Свердловской дет-
ской филармонии. Звучат слова, посвящённые женскому подвигу: «Женщинам отгремевшей войны жить вечно – в цветах, в весеннем сиянии берёз, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли».

Песню «День Победы», ставшую символом
9 Мая, поёт весь зал. На экране – фронтовые снимки. На них юные лица поколения победителей. В финале праздника фотокорреспонденты делают снимки ветеранов войны.

После концерта многие участники торжества кладут гвоздики к подножию только что открытого мемориала.

прямая речь

Владимир Супрун,

начальник Свердловской железной дороги:

 

При создании мемориала мы провели тщательную работу по поиску погибших ветеранов: подняли архивы, исследовали музейные и библиотечные документы, тесно сотрудничали с родственниками железнодорожников.

 

Елена Чечунова,

председатель Свердловской Областной Думы:

 

Мы низко кланяемся  ветеранам, тем, кто положил на алтарь Победы всё самое дорогое, что у них было – 
жизнь и здоровье. Ветераны  подарили нам и будущим поколениям нашу Россию.

 

Евгения Гусева, Евгений Невольниченко, Елена Хоменко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/