Провода – в камеру!

Новое покрытие может предотвратить обледенение контактной подвески.

Новое покрытие может предотвратить обледенение контактной подвески.

Учёные продолжают искать оптимальные варианты защиты проводов контактной сети от гололёда. Один из них предлагают и разработчики из Уральского государственного университета путей сообщения. Они разработали и предлагают наносить на провода специальное покрытие, которое состоит из керамических и алюмосиликатных сфер. Вокруг них происходит конвекция воздуха. Сферы частично проступают на поверхность и образуют защитный слой. Под действием солнечных лучей он прогревается и рассеивает тепло во всех направлениях. В испытаниях этого материала принял участие корреспондент «Уральской магистрали».

Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта отыскать непросто. Инфраструктура вуза развивается, прирастает всё новыми корпусами, так что даже частому гостю заблудиться тут немудрено. Мне это, к счастью, не грозит: мой проводник, аспирант УрГУПС Андрей Кардаполов, легко ориентируется в кажущихся бесконечными коридорах университета.

 

По пути – о гололёде

Дорога к испытательному центру витиеватая, но, видимо, проторённая. Оно и понятно: исследования, опыты, эксперименты идут одни за другими.

– В этот вопрос я углубился не случайно, – молодой учёный даром времени не теряет и, пока идём, вводит меня в курс дела. – Климат у нас суровый, отличается резкими перепадами температуры. Более трёхсот дней в году о гололёде мы не вспоминаем. Но те короткие 10–20 дней, пока он держится, потом долго не забываем…

Быстрым шагом направляемся к дверям с табличкой, которая указывает, что новые очереди вуза строятся по Федеральной целевой программе «Развитие транспортного комплекса России».

– Гололёд – это опасное явление, особенно для энергетиков. Возникает риск пережога проводов, как следствие – аварии, задержки поездов, экономические потери, – продолжает Андрей. – Проблема-то давняя, но решения, которое бы устроило всех, пока нет. Мы с коллегами предлагаем наносить на провода специальное покрытие. Сейчас посмотрим, как оно будет себя вести.

 

Камерная обстановка

Наконец выходим к испытательному центру. Его руководитель Николай Иванов сообщает, что всё необходимое оборудование готово, и указывает на устройство, напоминающее морозильную установку или большой духовой шкаф.

– Это камера для температурно-влажностных и вибрационных испытаний. Собственно, главное, что сегодня нужно для исследований. Не считая самого покрытия, конечно. В камеру мы поместим образцы разных по модификации проводов, – открывает дверцу шкафа самый молодой участник сегодняшнего действа, четверокурсник Дмитрий Богатенко.

Выясняется, что перед заморозкой нужно зачистить поверхности проводов, нагретых до 40–60 °С, а затем нанести то самое покрытие. Приятно, что мне доверяют эту почётную миссию – и вручают малярную кисточку.

По виду материал не отличить от белой краски. И ложится хорошо, тонким слоем.

– Он и по структуре похож на краску, немного плотнее, поэтому и наносится легко. Буквально одного-двух миллиметров достаточно, чтобы максимально проявились его качества, так что нет смысла увеличивать слой, – рассказывает Дмитрий. – Сейчас придётся немного потерпеть, образцы должны высохнуть. А потом – в камеру их!

 

«Блюдо» готово

Довольно быстро подсохшие образцы проводов отправляем в камеру. Только один из них оставляем голым, без покрытия. Так нам будет легче убедиться в эффекте. Или в его отсутствии. Андрей варьирует температуру и влажность таким образом, чтобы получить лёд. Ждать, говорит, часа полтора.

– Материал состоит из керамических и алюмосиликатных сфер. Вокруг них происходит конвекция воздуха. Сферы частично проступают на поверхность и образуют защитный слой. Под действием солнечных лучей он прогревается и рассеивает тепло во всех направлениях, – раскрывает суть невидимого нам процесса Андрей и понижает температуру в камере до –50 °С.

На исходе третий час эксперимента. В прямоугольном окошечке камеры видны обледеневшие провода. «Блюдо» готово, пора доставать! По оценкам учёных, на образцах с покрытием наледи на 30–40 % меньше, чем на проводе без материала. Да и тот, что образовался, легко откалывается.

– На этом лабораторные исследования заканчиваются. Но только на сегодня. В следующий раз мы создадим другие климатические условия и, возможно, изменим толщину защитного слоя, – делится планами руководитель молодых учёных, кандидат технических наук Алексей Ковалёв.

– Словом, постараемся добиться наилучших результатов.

Евгений Невольниченко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/