фото: Никита Песоцкий

Перспективы развития

За последние годы на Екатеринбургском узле реализован большой комплекс технических и технологических мероприятий

Десятого сентября состоялось производственное совещание с коллективом станции Екатеринбург-Пассажирский. Перед собравшимися выступил заместитель главного инженера Свердловской железной дороги Леонид Немытых.
Он остановился на историческом прошлом самого крупного на магистрали Екатеринбургского железнодорожного узла.
Станция Екатеринбург-Пассажирский (ранее называлась Екатеринбург I, Свердловск-Пассажирский) начала работу в 1878 году. Пассажирское здание 1-го класса, в так называемом русском стиле, построено по типовому проекту петербургским архитектором Петром Шрейбером. На всём протяжении со стороны путей оно имело крытую пассажирскую платформу, открытую мощёную платформу (по торцам здания вокзала). Это здание до сих пор находится в хорошем состоянии, в нём сегодня размещён Музей истории, науки и техники Свердловской магистрали (на фото).
С 1896 года вокзал станции Екатеринбург I стал обслуживать пассажиров уже двух железных дорог. С постройкой железнодорожной ветви Екатеринбург – Челябинск пассажиропоток увеличился в несколько раз. Тогда остро встал вопрос о строительстве нового вокзала. Торжественное открытие его состоялось 1 июня 1914 года. Особенностью нового вокзала был тоннель, позволяющий выходить к поездам на 3-й, 4-й, 5-й и 6-й путь (2-й путь всегда оставляли свободным от поездов).
В 1925 году станция была переименована в Свердловск, в 1929 году – в Свердловск-Пассажирский, а в 2010 году – в Екатеринбург-Пассажирский.
– Станция Екатеринбург-Пассажирский (внеклассная) – крупнейший железнодорожный узел, – отметил Леонид Николаевич. – Коллектив станции успешно справляется с поставленными задачами. Занимает призовые места в отраслевых соревнованиях – в рамках как Свердловской железной дороги, так и ОАО «РЖД». За восемь месяцев текущего года со станции отправлено более 8,7 тыс. транзитных пассажирских поездов, более 2,6 тыс. пассажирских поездов своего формирования и оборотных, более 18 тыс. пригородных поездов. В среднем в сутки со станции отправляется 124 пассажирских поезда, что на 12% больше уровня прошлого года. В 2021 году среднесуточный пассажиропоток по станции составляет около 20 тыс. пассажиров (19 384) с ростом на 18% к прошлому году.
За последние годы на узле реализован большой комплекс технических и технологических мероприятий, а также решаются вопросы коммунально-бытового обслуживания рабочих мест.
Вокзал в 2017–2018 годах модернизирован к чемпионату мира по футболу – 2018. Проведена реконструкция первой и второй пассажирских платформ, частично отремонтированы внутренние помещения (медпункт, кассовый блок, пригородный кассовый зал, воинский зал, санитарные комнаты, в т. ч. детский блок) и фасад здания. Обновлены инженерные и технологические системы. Полностью заменена навигация и табло отправления и прибытия поездов. Смонтированы 11 лифтов и 4 подъёмника.
Основными направлениями развития вокзального комплекса в дальнейшем определены: реконструкция существующего здания; строительство «северного» пассажирского терминала (со стороны микрорайона Завокзальный); строительство высоких платформ и навесов; реконструкции подземных переходов с продлением центрального и западного тоннелей; увеличение количества путей для приёма/отправления пассажирских и пригородных поездов (за счёт вывода грузового движения с пассажирской станции); объединение в единый ТПУ всех видов общественного транспорта (метро, трамвай, автобус, троллейбус); технические мероприятия по разделению потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров, в пригородном и дальнем сообщении.
Актуальность проекта связана с активным развитием маршрутной сети городских, пригородных и межрегиональных поездов, в том числе с использованием инновационного подвижного состава ЭС2Г «Ласточка». С учётом планов по развитию пассажирских перевозок прогнозируется увеличение количества поездов на 224, с увеличением пассажиропотока более чем в 2 раза.
В перспективе до 2025 года эксплуатируемый парк электропоездов ЭС2Г «Ласточка» на полигонах Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорог может составить порядка 80 составов, а к 2030 году возрастёт до 130 составов. Увеличение количества составов «Ласточки» требует развития моторвагонных депо на СвЖД.
Администрацией города Екатеринбурга в концепции градостроительного развития предусмотрен перспективный рост застройки в районе станции Екатеринбург-Пассажирский, с созданием многоэтажной жилой застройки с объектами социального, общественного и делового назначения, организацией широтных и меридиональных транспортных связей.
– В декабре прошлого года заключено Соглашение между муниципальным образованием «город Екатеринбург» и Свердловской железной дорогой о взаимодействии по вопросам пассажирских железнодорожных перевозок на 2021–2030 годы, в котором определён комплекс мероприятий по развитию «наземного метро», – рассказал Леонид Николаевич.
Говоря о взаимодействии со Свердловской областью, заместитель главного инженера магистрали обратил внимание на количество, а самое главное – глубину проработки инфраструктурных проектов в Свердловской области.
Регион является ключевым для ОАО «РЖД», что подтверждают объёмы перевозок грузов и пассажиров, инвестиционные вложения и другие показатели работы. Так, ежегодно с территории Свердловской области отправляется порядка 60 млн тонн грузов широкой номенклатуры и перевозится около 16 млн человек. В развитие инвестируется около 14 млрд рублей, закупается у предприятий области продукции на сумму порядка 75 млрд рублей в год (транспортное машиностроение (электровозы, электропоезда «Ласточка», вагоны), верхнее строение пути и иная продукция). Налоговых платежей и социальных отчислений консолидировано СвЖД вносит порядка 15 млрд рублей, являясь одним из крупных налогоплательщиков региона.
– Обозначенные показатели – это результат труда многотысячного коллектива компании, порядка 29 тыс. работников которого являются жителями Свердловской области, – сказал Леонид Немытых.
Марина Дашевская
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/