фото: из архива ДЦНТИБ

Славные вехи вековой истории

Служители отраслевого хранилища знаний вносят большой вклад в развитие компании

Сегодня, 27 мая, отмечается общероссийский День библиотек. Принимать поздравления с профессиональным праздником от руководства, коллег и близких в этом году особенно приятно, потому что 28 апреля исполнилось 100 лет со дня объединения технических библиотек железных дорог в единую централизованную систему, которую возглавила Центральная библиотека Наркомата путей сообщения (НКПС), ныне Центр научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД».
Наталья Селивёрстова, заместитель начальника Свердловского центра научно-технической информации и библиотек (ДЦНТИБ) по библиотечной работе:
– Приказ Народного комиссариата путей сообщения «Об организации библиотечного дела на Путях Сообщения», подписанный 28 апреля 1921 года, во многом предопределил путь развития важного направления на железнодорожном транспорте. Данный документ ввёл в действие «Положение об организации сети технических библиотек на Путях Сообщения», в котором была закреплена общая структура будущей централизованной системы, состоящей из подразделений: центральное в Москве, дорожные и областные в местах расположения соответствующих управлений.
Окончательно созданная вертикаль и её значение для отрасли были закреплены в приказе НКПС от 28 декабря 1933 года «О технических библиотеках на железнодорожном транспорте». В частности, в нём отмечалось, что для поднятия деятельности магистралей страны на должную высоту необходимо уделять больше внимания тем условиям, в которых работают и выполняют свои задачи библиотекари. Согласно этому же приказу, все подразделения НКПС обязывались направлять в библиотеки два экземпляра своих ведомственных изданий, не поступивших в продажу, начальники дорог – техническую литературу и документы общего пользования, полученные из Наркомата путей сообщения и выпущенные на своей магистрали. Особенно важен был пункт № 12 данного нормативного документа, где говорилось о необходимости введения в библиотеках единого метода обработки, хранения и учёта книжного фонда – то, что превращает разрозненную сеть в единое предприятие. При этом функции методического центра для всех профильных подразделений возлагались на московский офис. В целом данный документ стал отправной точкой для создания централизованных библиотечных систем на дорогах в течение 30–40-х годов ХХ столетия, а также определил главные и первоочередные задачи в области пропаганды отраслевых изданий и усиления помощи железнодорожникам в овладении новой техникой.
Период предвоенных пятилеток для молодого ведомства НКПС был связан со значительными изменениями в жизни железных дорог. Среди них: внедрение более совершенных и мощных, созданных на отечественных заводах паровозов, первых образцов тепловозов, начало электрификации стальных магистралей, освоение автоблокировки, укрепление путевого хозяйства, строительство новых железнодорожных веток.
После 1935-го, когда Центральная библиотека вошла в состав вновь созданного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (НИИЖТ), её структурные подразделения стали частью отраслевого научно-технического комплекса. В 40-х годах она была выведена из НИИЖТ, но библиотеки на местах фактически сохранили приобретённый статус и подтвердили его своей деятельностью на протяжении последующих десятилетий, выполняя практические, реальные и глобальные, нацеленные на дальнейшее развитие железнодорожного транспорта задачи, стоящие перед отраслью.
Великая Отечественная война потребовала коренной перестройки работы всех железных дорог, в том числе изменился порядок и содержание деятельности ведомственных технических библиотек. В 1942-м издан приказ Наркомата путей сообщения «О Центральной научно-технической библиотеке (ЦНТБ) НКПС и технических библиотеках железнодорожного транспорта». В нём впервые была выстроена чёткая административная вертикаль, определены структура и штатное расписание как ЦНТБ, так и её дорожных (ДНТБ), линейных (ЛТБ) подразделений, закреплена персональная ответственность руководителей всех уровней за выполнение пунктов приказа. В частности, кураторство данного направления на местах возлагалось на отделы кадров магистралей. Начальники дорожных библиотек обязывались представлять годовые и квартальные тематические планы и отчёты в ЦНТБ для их рассмотрения и дачи по ним заключений в сроки, установленные приказами НКПС. Руководители дорог отвечали за выделение библиотекам необходимых помещений и обеспечение охраны книжных фондов. Отныне персонал ЦНТБ приравнивался к сотрудникам научно-исследовательских институтов, а дорожных и линейных подразделений – к инженерно-техническим работникам.
Новые качественные изменения в деятельности отраслевых библиотек произошли в 60-е годы, когда они вошли в общегосударственную систему научно-технической информации как её важная составная часть. Перед ведомственными библиотекарями была поставлена задача обеспечения специалистов оперативными данными о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники. В этот период они разрабатывали новые формы библиотечно-информационного обслуживания. Одной из таких, вошедших в практику на железнодорожном транспорте, является организация групп технических информаторов в управлениях дорог, на отделениях, предприятиях.
Распоряжением Министерства путей сообщения (МПС) от 2 декабря 1966 года принято поистине революционное решение о передаче ДНТБ с филиалами – ЛТБ с балансов отделов учебных заведений на балансы магистралей и подчинить их главным инженерам железных дорог. Эта схема взаимодействия существовала долгое время, совершенствовалась из года в год, и с её помощью многие задачи, стоящие перед ДНТБ, разрешались достаточно успешно. Именно в тот период централизованная система технических библиотек железнодорожного транспорта обрела свои сильные черты, которые впоследствии дали ей преимущество пред коллегами других ведомств, вывела на передовые позиции в организации библиотечно-библиографического и справочно-информационного обслуживания.
В 90-е годы началась новая эра научно-технических библиотек – электронно-информационная. К нам пришли компьютеры и поменяли привычную технологию деятельности. На базе профессиональной автоматизированной системы мы начали создавать электронный каталог, который открыл мир книг и журналов для всех работников дорог, имеющих доступ в корпоративную сеть передачи данных. Удалённым пользователям стали доступны ресурсы единой централизованной системы и линейных технических библиотек.
После реорганизации МПС образовались новые структуры – Центр научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» в Москве и аналогичные подразделения при управлениях дорог. С 2015 года в компании вступило в действие Положение о сохранении исторического наследия железнодорожного транспорта. Оно регламентирует научно-исследовательскую, методическую и справочно-информационную деятельность в области изучения истории развития сети. Техническим библиотекам, которые являются обладателями и пропагандистами ценнейших и уникальных книжных фондов, поставлена задача – сберечь коллекции книг по железнодорожной тематике, кропотливо собранные несколькими поколениями предшественников. Они сегодня составляют гордость не только отраслевой научной мысли, но и являются достоянием всей России.
На Свердловской магистрали деятельность ведомственных библиотек началась 24 апреля 1924 года с 800 книг, переданных одним из отделов дороги. На первоначальном этапе сотрудники новой структуры вели большую просветительскую и воспитательную работу среди коллег, организовывали кружки по ликвидации безграмотности, громкие читки. Параллельно с развитием дороги открывались и ЛТБ на станциях. К 1934 году их было девять.
В настоящее время на полигоне СвЖД работают 19 технических библиотек, их совокупный справочно-информационный фонд составляет более 1139 тыс. документов – один из самых больших на сети. Тематическое наполнение фондов соответствует основным направлениям развития железнодорожного транспорта, задачам целевых корпоративных программ развития отрасли. Особенно актуальными и приоритетными являются нормативные и производственно-практические издания. Таких на сайте ДЦНТИБ в помощь проведению техучёбы размещено 2441 документ.
Ведущей формой обслуживания читателей по-прежнему является абонемент, при этом активно используются и другие варианты: коллективный заочный абонемент, передвижные и справочные библиотеки, пункты выдачи. Главная цель – обеспечение книгой непосредственно на рабочем месте.
Для руководителей и специалистов ежемесячно выходит Указатель о поступлениях новой литературы и нормативно-технической документации. В целях информационного обеспечения производственного процесса используются автоматизированные поисковые системы, к которым подключены все библиотеки дороги.
Сегодня мы создаём и используем современные продукты – электронные коллекции и базы данных, виртуальные книжные полки с QR-кодом, что позволяет полноценно удовлетворить потребности специалистов. В работе библиотек Свердловской магистрали уже много лет применяются цифровые технологии, основным способом работы с читателями стали онлайновые формы обслуживания. Только в 2020 году по электронной почте было отправлено 11 485 072 документа. Распоряжение ОАО «РЖД» или отраслевая инструкция, информация о передовом опыте ежедневно рассылаются на рабочие места железнодорожников. Это очень удобно, а главное – экономит время, которого всегда так не хватает.
Знания – главный инструмент развития. Можно наделить людей полномочиями и возложить на них ответственность, но без информации они будут беспомощны. Технические библиотеки дороги прекрасно справляются с поставленной задачей информационного обеспечения производственной деятельности предприятий СвЖД и профессионального образования коллег.
Справочно-библиографическое обслуживание специалистов осуществляется через индивидуальное и групповое информирование. Первым вариантом пользуется 1241 абонент, вторым – 563 группы общей численностью 10 963 человека. Группы сформированы в соответствии с профессиональной деятельностью наших посетителей и должностным статусом: главные инженеры, кадровики, экономисты, специалисты по нормированию и оплате труда, инженеры по охране труда, технические информаторы, специалисты и руководители основных хозяйств. Через корпоративную сеть организована большая рассылка специальных подборок, информационных папок, обзоров, списков и указателей литературы, электронных выставок. Каждая группа получает в год более 200 документов. По мере поступления периодических изданий подписчикам отправляются аннотированные содержания журналов определённой тематики, статьи, обзоры и презентации. Данной услугой пользуются 407 руководителей в границах магистрали.
Свердловский ДЦНТИБ является крупнейшим в регионе держателем документов о деятельности СвЖД, имеющих научную, культурную и историческую ценность. Мы проводим большую работу по сохранению уникального наследия. В наших фондах находится 843 издания, выпущенных в период с 1869 по 1945 год. Часть из них оцифрована и размещена на сайте в разделе «Музей редкой книги». Это позволяет сохранить раритеты, сделать их доступнее широкому кругу читателей.
По результатам рейтинга главных инженеров дорог наш отдел библиотечного и справочно-библиографического обслуживания постоянно входит в тройку сильнейших на сети с высокими результатами по основным показателями. Поэтому в год столетия объединения отраслевых технических библиотек поздравляю коллег с профессиональным праздником и желаю дальнейших успехов в деле обеспечения безопасности движения поездов, соблюдения технологических процессов путём предоставления качественной, достоверной тематической информации.
Подготовил Геннадий Горда
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/