фото: Никита Песоцкий

Лучший паровоз страны

Бригаде легендарной машины почётное звание присваивалось не единожды за высокие показатели в работе и экономию топлива

Михаил Николаевич Ковязин, дважды почётный железнодорожник, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, работал машинистом в депо Тюмень с 1938 по 1968 год. В суровые дни Великой Отечественной войны его бригада ударно трудилась на легендарном локомотиве – «фронтовике», который теперь стоит на постаменте (на фото).
Осенью 1941 года в Тюменское локомотивное депо с Ленинградского фронта своим ходом прибыл паровоз серии ФД 21 («Феликс Дзержинский») № 3031. После артобстрелов и бомбёжек на его ржавом, грязном корпусе виднелись вмятины, котёл в нескольких местах пробит, изоляция почти разрушена. Слесари-ремонтники постарались и подарили ему «вторую молодость», потому что эти модели были более мощными и, главное, быстроходными по сравнению с другими представителями данного класса. Среди железнодорожников ходила молва, что когда ФД 21 на ходу, то он непобедим – может пойти на таран и даже вывести из строя вражеский бронепоезд.
В депо для «фронтовика» скомплектовали комсомольскую бригаду, которая проработала на нём всю войну под руководством старшего машиниста Михаила Ковязина. Освоив тонкости управления локомотивом, испытав потенциал его мощности, молодёжный экипаж стал водить поезда весом почти в три раза превышающим норму нагрузки – 5600 тонн. Позднее примеру коллег последовали и другие машинисты депо.
В день 24-й годовщины образования Рабоче-крестьянской Красной армии, 23 февраля 1942 года, в газете «Красное знамя» была опубликована статья Михаила Николаевича. В ней он, в частности, отмечал, что ещё до войны его бригада начала заниматься ремонтом паровозов своими силами, добиваясь уменьшения расхода смазочных материалов, топлива, деталей. Но никогда ещё труд не приносил машинистам такого удовлетворения, как в дни войны с фашистами. Результаты деятельности ковязинцев были ощутимыми. Только с марта 1941-го по январь 1942-го они сэкономили на ГСМ и запасных частях 8196 рублей, при этом создали резерв топлива объёмом 94 тонны. «Трудиться на «фронтовике» не в полную силу было совестно, – говорил бригадир. – Да и время настало такое – напряжённое, требующее полной отдачи физических и духовных сил. Шла война. И мы, комсомольцы, решили работать по-фронтовому».
За содержание паровоза в отличном техническом состоянии и безаварийное ведение поездов машинист Ковязин и его товарищи не единожды отмечались наградами, денежными премиями руководства депо, Тюменского отделения, управления Свердловской магистрали и правительства страны. В разное время в составе коллектива трудились: кочегарами – Надя Деева, будущий Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР Геннадий Кичин, Фердинанд Егоров, машинистом – Георгий Агафонов, помощниками – Пётр Нелюбин, Игнат Гордеев, Владимир Злобин, Георгий Симаев и Виталий Соснин, который позднее станет Героем Социалистического Труда, начальником Свердловской железной дороги и заместителем министра путей сообщения СССР. Несколько раз их работящий и надёжный ФД 21-3031 удостаивался звания «Лучший паровоз дорог сети СССР».
В 1987 году, в преддверии 100-летия основания локомотивного депо Тюмень, машинисты-ветераны предложили поставить памятник трудовому и боевому подвигу тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Руководство Свердловской магистрали поддержало патриотическую инициативу, и с тех пор паровоз-герой ФД 21-3031 возвышается на постаменте около Тюменского ДКЖ – в честь тех, кто когда-то водил поезда, спасая сотни тысяч жизней раненых бойцов и эвакуированных людей, доставляя без задержек миллионы тонн стратегических грузов.
Подготовил Геннадий Горда
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/