23 апреля 2021 10:26

23 апреля 2021 10:26

фото: Евгения Гусева

Метро посреди пустыни

Сорок лет назад здесь жили бедуины в палатках, а сегодня стоят небоскрёбы, построено метро и людям сканируют сетчатку глаза...
Представьте себе высокотехнологичное метро, которым вместо машиниста управляет умный компьютер. Сложно? Мне уже нет. С таким чудом техники я познакомилась в Объединённых Арабских Эмиратах, во время путешествия по городу Дубай. Кстати, именно Дубай, как и наш Екатеринбург, борется за право проведения на его территории всемирной выставки «ЭКСПО-2020». Интересно, кто победит?

…Ещё задолго до поездки в ОАЭ читала в интернете отзывы путешественников, уже побывавших в этой стране. Они писали, что дубайское метро – одна из интереснейших достопримечательностей. А я же усмехалась – этот вид транспорта не новый и вряд ли способен удивить.

Но метро не просто удивило, оно, что называется, сразило наповал.

– Самый лучший способ посмотреть Дубай – спуститься в метрополитен, – заверил экскурсовод
Махмуд Гареев. – Большая часть пути проложена не под землёй,
а на её поверхности – по эстакадам.
Железная дорога немного возвышается над уровнем автомобильных, это создаёт ощущение, что поезд как бы плывёт над землёй.

Отыскиваю ближайшую станцию. Дизайн каждой из них со стороны улицы стилизован под ракушку. По эскалатору направляюсь вниз. Переходы и коридоры метрополитена блестят от чистоты. Метро совсем новое – открыто в 2009 году, девятого числа и девятого месяца. То ли пассажиры ещё не успели загрязнить его инфраструктуру, то ли здесь работают самые трудолюбивые в мире уборщики.

Вместо привычных для нас жетонов – пластиковые карточки. Покупаешь одну, а потом пополняешь счёт. Стоимость поездки зависит от дальности расстояния. По-моему, принцип справедливый. Прикладывая карту к электронному датчику турникета, всегда можно увидеть, сколько дирхам (местная валюта) у тебя ещё осталось.

…В час пик на платформе суета. Здесь и арабы в длинных белых одеждах, и арабки в чёрных абайях, европейские и азиатские туристы, а также афроамериканцы, индусы и пакистанцы… О том, в какое время прибудет следующий состав, извещает громкая связь, причём на двух языках – мелодичном арабском и английском. Бросается в глаза  «культура» поведения пассажиров – они так торопятся попасть с перрона в вагон, что забывают выпустить тех, кто выходит на станции.

В эмиратском метро всё продумано до мелочей. Здесь чувствуешь себя в полной безопасности. Например, доступ к путям для пассажиров напрочь закрыт. Поезд прибывает в специальный коридор. Лишь когда состав останавливается, двери коридора открываются одновременно с вагонными. Говорят,в Санкт-Петербургском метрополитене есть несколько подобно оборудованных станций.

Что ещё здесь удивляет? Наличие на станциях туалетов, ТВ-панелей и светодиодных табло. О вагонах отдельная история. Состав разделён только условно – в любой момент можно отворить дверь и переместиться в соседний вагон, прямо во время движения поезда. Есть и особенные вагоны. Например, заходишь, озираешься по сторонам, и вдруг понимаешь, что вокруг одни мужчины. Всё правильно – это мужской вагон. Такой же есть для женщин и детей. В вагоне gold-класса имеют право ездить только обладатели золотых карт. Здесь друг за другом, как в самолёте, установлены кожаные кресла и, из-за дороговизны проезда, не бывает много народу.

Лучше всего оценить прелести автоматизированного метро можно в первом вагоне: встаёшь у лобового окна и чувствуешь себя машинистом. Туристы любят делать снимки именно из этого окошка. Путешествие здесь чем-то напоминает аттракцион: железная дорога постоянно извивается, а поезд то выныривает из-под земли, то снова скрывается в тоннели. Аж дух захватывает!

…А за окном при этом мелькают небоскрёбы, многоуровневые развязки, шикарные торговые центры, мечети, виллы и пальмовые рощи... Но вернёмся в 1971 год – период образования государства ОАЭ. Тогда на месте одного из семи эмиратов, Дубая, была пустыня, по которой бедуины передвигались на верблюдах. За 40 с лишним лет страна была построена с нуля. И теперь она не только не уступает другим, а во многом превосходит их. Правитель Дубая Шейх Мухаммед Аль Мактум стремится внедрять в своём эмирате только самые передовые технологии, утверждая: «История помнит только первых». Впрочем, у страны для этого есть все ресурсы. Нефтяные месторождения оказались золотой жилой для местных жителей, позволили им в одночасье превратиться из бедняков в богачей.

Но давайте вернёмся в метро… Красная ветка дубайского метрополитена пролегает по современному городу. Путешествуя по ней, выходя на станциях, можно увидеть самое высокое здание в мире Бурдж Халиф, район на воде Дубай Марина, поющие фонтаны, торговый центр Эмират Молл и многое другое. Зелёная ветка проходит по исторической части Дубая: здесь расположены рынки специй, текстиля и золота, музеи, деревни наследия и рыболовства и бухта Крик. Интерьеры некоторых станций (например, Palm Deira или Baniyas Square) дополнены старыми снимками бедуинов, либо добытчиков жемчуга.

Перечислять особенности метро можно долго. Уверена, оно, как и вся страна, не оставит равнодушным даже самых искушённых путешественников.

Кстати
Всем, кто прибывает в аэропорты ОАЭ, сканируют сетчатку глаза. Процедура мгновенная и безболезненная – будто делают фотографию. Эти данные арабы хранят в базе. Если кто-то, кому въезд в страну запрещён, захочет проникнуть в ОАЭ по поддельным документам, его опознают по сетчатке глаза. В свою очередь в метро установлено около 1,5 тысяч уникальных видеокамер, которые способны распознавать сетчатку глаза. В случае теракта в метрополитене преступники будут оперативно обнаружены.
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31