23 апреля 2021 10:12

23 апреля 2021 10:12

фото: Серик Мустафин

Упор на практику

Локомотивные бригады во всех тонкостях отрабатывают навыки вождения современных электровозов на новых тренажёрах
В отделении локомотивного хозяйства Екатеринбургского учебного центра № 1 начал действовать новый компьютерный тренажёрный комплекс подготовки машинистов электровоза 2ЭС10 «Гранит». Сейчас на нём навыкам вождения локомотивов этой серии обучаются опытные машинисты, которые проходят переподготовку.

Внешне новый специализированный тренажё­р представляет собой макет кабины электровоза 2ЭС10 в натуральную величину. Он оснащён действующим пультом управления, рабочими местами машиниста, помощника машиниста и машиниста-инструктора, аудиосистемой для воспроизведения поездной радиосвязи, различными приборами, агрегатами, системами. Всё это максимально, в деталях, вос-создаёт реальную рабочую обстановку во время обучения курсантов.

– 2ЭС10 «Гранит» принципиально отличается от других электровозов:
у него другие тяговые характеристики и несколько иной принцип управления, – говорит машинист-инструктор ЕУЦ № 1 Ринат Касимов. – Так, в отличие от локомотива 2ЭС6, на «Граните» нет привычной высоковольтной камеры. Там есть небольшой шкаф,
в котором находятся контакторы вспомогательных машин. В нём меньше коммутационной аппаратуры, переключателей, контакторов, а его двигатели соединены по параллельной схеме. Отсутствие же пусковых сопротивлений даёт значительную экономию электроэнергии. К вождению на таком электровозе нужно привыкать. При этом важно учитывать все особенности. Например, переход в бустерный режим позволяет на 15 минут увеличить характеристики локомотива до предельных. Этим и многим другим нюансам мы и учим наших курсантов из числа опытных машинистов электровозов. Виртуальные поездки на новом тренажёре позволяют им освоить все тонкости управления новой техникой.

По словам Рината Раисовича, возможности тренажёра позволяют сымитировать рейс по реальным участкам Свердловской магистрали: Екатеринбург – Пермь, Екатеринбург – Тюмень, Екатеринбург – Дружинино. При этом предусмотрена и отработка действий локомотивной бригады при возникновении нестандартных ситуаций. Особое внимание уделяется случаям, возникающим при ведении поезда по переездам, подъезду к запрещающему сигналу.

– Кроме того, в программе заложена поездка по условному участку в 3D-графике, – отмечает Ринат Касимов. – Здесь можно усложнять режимы, создавать какие-либо препятствия в пути следования. Всё это хорошо, вот только было бы гораздо лучше, если бы в трёхмерной графике проходил рейс не по вымышленному,
а по реальному участку главного хода.

Как рассказывает заместитель начальника Екатеринбургского учебного центра № 1 – начальник отделения локомотивного хозяйства Валерий Чумаков, обучение навыкам вождения локомотива 2ЭС10 на тренажёре начинается с имитации приёмки электровоза, его запуска и приведения в рабочее состояние. Задаются нужные параметры: вес и длина состава, скорость движения, время суток, погодные условия. Затем курсанты совершают виртуальную поездку. После того, как локомотивная бригада научится управлять электровозом, она отрабатывает действия при нештатных ситуациях.

– Продолжительность тренировочной поездки зависит от её цели, – подчёркивает Валерий Юрьевич. – Так, если курсант завершает обучение и сдаёт на тренажёре практический экзамен и отрабатывает на нём наиболее сложные задачи, то виртуальный рейс длится около 40 минут.

Вместе с тем коллектив ЕУЦ № 1 делает всё возможное, чтобы у курсантов не было пробелов не только в практической части, но и в теоретической. Так, сейчас машинисты-инструкторы Ринат Касимов, Александр Соловьёв и Александр Подоплелов разрабатывают расширенный конспект для обучения курсантов устройству и эксплуатации электровоза 2ЭС10 «Гранит».

– По сути, это будет уже не конспект, а учебник, – подчёркивает Ринат Раисович. – Планируем завершить работу над ним к концу 2013 года.

Кстати, в отделении локомотивного хозяйства ЕУЦ № 1 также появился компьютерный тренажёрный комплекс подготовки машинистов электровоза 2ЭС6 «Синара». Обучение на нём стало проводиться чуть раньше, чем на тренажёре 2ЭС10. Хотя внешне они ничем не отличаются. Оба представляют собой макет кабины современных локомотивов в натуральную величину.

– До недавнего времени мы обучали наших курсантов навыкам вождения грузовых магистральных электровозов этой серии на тренажёре, который представляет собой пульт управления «Синары», – подчёркивает Валерий Чумаков. – Конечно, когда учащиеся находятся в кабине, пусть даже и не настоящего локомотива, а не просто сидят в кресле, это позволяет максимально приблизить поездку
к реальным условиям. Кроме того, рабочее место машиниста-инструктора оборудовано тремя мониторами. Благодаря этому он может оперативно контролировать действия курсантов во время тренировочных поездок.

Улучшение качества профессиональной подготовки курсантов включает в себя и другие мероприятия. Так, пилотная группа подготовки помощников машинистов электровозов ВЛ11 и 2ЭС6 сегодня обучается по усовершенствованной программе.

– Первые пилотные группы помощников машинистов электровозов серий ВЛ11 и 2ЭС6 были экспериментальными, – рассказывает Валерий Юрьевич. – Свыше тридцати курсантов обучались по ускоренной программе на помощника машиниста, а после шестинедельной теоретической подготовки и пятинедельной поездной практики – освоили профессию машиниста электровоза. Это была принципиально новая система подготовки работников локомотивного хозяйства. Стандартный курс подготовки на помощника машиниста – 26 недель. Потом курсанту было необходимо, как минимум, полтора года отъездить за левым крылом локомотива. И только после этого он мог повысить свою квалификацию и отучиться за 27 недель на машиниста. Мы же подготовили две пилотные группы за 35 недель.

Сейчас, как подчёркивает куратор пилотной группы, преподаватель Марат Загидулин, срок обучения его подопечных увеличился на три недели.

– Но самое главное – выделено больше времени на практическую подготовку, – подчёркивает Мара­т Исмагилович. – К примеру, на 50 процентов выросло количество часов для обучения курсантов навыкам вождения на тренажёрах. Что касается теоретических дисциплин, то ребятам отводится больше часов на изучение правил технической эксплуатации локомотивов, нормативных документов, управления электровозом и основ безопасности вождения поездов.

– Сейчас нашу потребность в тренажёрных комплексах для подготовки машинистов современных локомотивов удалось снизить, – подытоживает Валерий Чумаков. – В будущем мы планируем обучать на новом тренажёре локомотива 2ЭС10 не только машинистов, проходящих курсы повышения квалификации и переподготовку, но и тех, кто делает первые шаги на профессиональном поприще.
Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31