18 апреля 2021 03:16

18 апреля 2021 03:16

фото: Никита Песоцкий

Уберечь от сокращений

Чтобы уменьшить убытки от пассажирских и пригородных перевозок, приходится отменять часть поездов дальнего следования и поднимать цены на билеты
В Федеральном бюджете 2013 года значительно снижены субсидии на компенсацию убытков от пассажирских и пригородных перевозок. О том, как это отразится на маршрутной сети рассказывают:
начальник Свердловской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления
доступа к инфраструктуре Сергей Нех, начальник Уральского филиал­а ОАО «Федеральная пассажирская компания» Олег Стельмаченко
и первый заместитель генерального директора ОАО «Свердловская
пригородная компания» Владимир Дегтянников.

Сергей Нех:
– По Свердловской дороге ежесуточно проходит 86 поездов дальнего следования, из них 22 – формирования Уральского филиала «ФПК». В прошлом году было отправлено более 10 млн пассажиров. Это на 1,2 % выше, чем в 2011 году. Но субсидии на проезд пассажиров в плацкартных и общих вагонах с каждым годом, начиная с 2010-го, сокращаются. В 2013 году вместо необходимых 36,3 млрд рублей в Федеральном бюджете предусмотрено только 14,8 млрд. Сейчас в Минфин подана заявка на дополнительные 10 млрд рублей, но результат ещё не известен.

В таких условиях ОАО «ФПК» планирует сокращение пассажирских поездов. В первую очередь, это коснётся малодоходных, нерентабельных маршрутов. С января этого года по стране их уже было отменено 18. С введением нового графика, который вступит в силу 26 мая, планируется отменить ещё 44 поезда в масштабах страны, а после летних пассажирских перевозок отказаться   ещё от 13-ти. Кстати, на сети дорог есть положительный опыт сохранения нерентабельных маршрутов. К примеру, поезд «Ингушетия», следующий по маршруту Назрань – Москва, дотируется именно из бюджета республики.

Олег Стельмаченко:
– Основным условием при создании ОАО «ФПК» было полное возмещение ему выпадающих доходов государством. Однако практика показывает, что оно не осуществляется. За последние два года хроническое недофинансирование и дефицит бюджетных средств составил более 13 млрд рублей. В связи с этим, мы вынуждены оптимизировать внутренние издержки: закрывать малодеятельные предприятия и сокращать убыточные поезда. Кроме того, правительство России в 2013 году увеличило тарифы в плацкартных и общих вагонах сразу на 20 %, тариф купейных вагонов был поднят на 5 %. Но и эти совместные меры не способны вывести ОАО «ФПК» даже на минимальный уровень рентабельности. Поэтому мы вынуждены продолжать сокращать поезда.

– Какие именно поезда будут отменены в ближайшее время?

Олег Стельмаченко:
– С 26 мая планируется не назначать поезд Иркутск – Санкт-Петербург, не будет в графике движения и поезда Екатеринбург – Санкт-Петербург. На этом направлении останется только фирменный поезд «Демидовский экспресс». Придётся отказаться и от детских поездов из Нового Уренгоя и Нижневартовска в Анапу и Адлер.

В 2013 году на СвЖД уже был отменён один поезд, это Пермь – Москва, была уменьшена периодичность трёх поездов. Теперь поезда, связывающие Екатеринбург со станциями Приобье, Бокситы и Соликамск, курсируют не каждый день, а лишь три раза в неделю. Летом мы ожидаем существенного увеличения пассажиропотока, поэтому с мая эти поезда, кроме одного, снова перейдут на ежедневный график. Маршрут Екатеринбур­г – Бокситы планируем отменить совсем­, так как поезд приносит очень большие убытки. В прошлом году они составили 114 млн рублей. Основная проблема в том, что он следует всего одну ночь, и пассажиры занимают максимум четыре-пять вагонов. Населённость поезда получается 50–60 %, а до конечного пункта довозим 40–45 человек. Мы планируем  сохранить до Серова две пары круглогодичных ежедневных поездов, а участок от Серова до Боксит, скорее всего, будет передан на обслуживание пригородной компании.

Сергей Нех:
– По поводу маршрута Екатеринбург – Бокситы мы предложили ряд вариантов: это и дополнительный прицепной вагон, который будет следовать пригородным поездом от Серова до Бокситов, и рельсовый автобус, и электропоезд из четырёх вагонов. Вместе с этим, рассматривается и автобусное движение от Серова до Североуральска. Выбрать вариант должно региональное правительство.

– Какие технологии удешевлени­я перевозок сейчас применяются на Свердловской магистрали?

Олег Стельмаченко:
– Одна из них – продажа билетов через сеть Интернет. Она позволяет экономить средства на заказе проездных документов, их развозе, инкассации денежных средств. Ещё один способ – применение современных, более вместительных вагонов, но у нас просто нет средств на их закупку. К сожалению, уже два года подряд ОАО «ФПК» работает с минимальной рентабельностью – менее 0,1 %. Уральский филиал за это время не получил ни одного нового вагона.

– Как обстоит ситуация в пригород­ном движении?

Владимир Дегтянников:
– Пригородные железнодорожные перевозки – важный элемент транспортной системы страны.Сейчас основную часть платы за инфраструктуру железнодорожного транспорта компенсирует государство. В 2013 году эта сумма, а именно 25 млрд рублей, останется на уровне прошлого года. Однако уже в следующем году ожидается сокращение данной цифры в два раза  – до 12,5 млрд.
В 2015 – до 6,25 млрд, а в 2016 – полное прекращение государственной поддержки. И тогда финансовая ответственность за перевозку пассажиров ляжет на бюджеты регионов. Из-за ограниченности средств регионы будут вынуждены сокращать издержки. Это приведёт к сокращению маршрутов, составности, частоты курсирования, повышению тарифов для населения.

В 2013 году на полигоне СвЖД, по заказам региональных правительств, маршрутная сеть остаётся практически на уровне прошлого года и здесь сокращение поездов пока не планируется.

Сергей Нех:
– В прошлом году по Свердловской железной дороге мы перевезли более 26 млн пассажиров в пригородном сообщении. Это больше на 2,5 %, чем в 2011 году. Ежесуточно со станций дороги отправляются более 72 тыс. человек. Не секрет, что пригородные перевозки убыточны.
Экономически обоснованный тариф намного выше, чем тот, по которому мы перевозим пассажиров. Компенсация регионов на СвЖД за прошлый год составила 1 558,8 млн рублей,
а убытки перевозчиков – 1 692,9 млн рублей. Сумма невозмещённых убытков – 134 млн рублей. В этом году прогнозируется, что эта цифра составит 249,7 млн рублей.

– Как изменилась работа пригородных поездов, которые курсировали на расстояния более 200 километров?

Сергей Нех:
– По действующим критериям, дальность следования пригородных поездов не может превышать 200 километров. В связи с этим нам пришлось изменить технологию работы этих маршрутов. Изменения коснулись таких направлений, как Пермь-2 – Верещагино – Балезино, Нижний Тагил – Верхотурье – Серов, Ишим – Вагай – Тюмень и некоторых других. Теперь на них появились пересадки. Таким образом мы постарались сохранить прежние маршруты, доставив пассажирам как можно меньше неудобств. Если Министерство транспорта изменит критерии пригородного движения, то Свердловская магистраль возобновит прежние маршруты.

– Что произошло с льготным проездо­м учащихся в пригородном транспорте?

Сергей Нех:
– В 2013 году в Федеральном бюджете не было предусмотрено софинансирование льготного проезда школьников и студентов. По поручению президента России, эти расходы взяли на себя регионы. Таким образом, для самих учащихся ситуация не изменилась – они по-прежнему оплачивают 50 процентов от стоимости билета в пригородном сообщении.
Ольга Дерябина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31