25 января 2021 00:57

25 января 2021 00:57

Николай Никифоров: Коллективный договор оптимизирован по затратам, потому что применяется избирательно


Проходящий на ряде дорог эксперимент по внедрению системы социальной поддержки персонала (ССПП) вызвал буквально шквал обращений в ЦК РОСПРОФЖЕЛ: а не отменяет ли это новшество существующие гарантии и льготы, предусмотренные Коллективным договором ОАО «РЖД»? На вопросы отвечает председатель РОСПРОФЖЕЛ Николай НИКИФОРОВ.

В чём разница между соцпакетом в Колдоговоре и ССПП, которая апробируется на ряде дорог ОАО «РЖД»

 

Проходящий на ряде дорог эксперимент по внедрению системы социальной поддержки персонала (ССПП) вызвал буквально шквал обращений в ЦК РОСПРОФЖЕЛ: а не отменяет ли это новшество существующие гарантии и льготы, предусмотренные Коллективным договором ОАО «РЖД»? На вопросы отвечает председатель РОСПРОФЖЕЛ Николай НИКИФОРОВ.

 

– Сразу отмечу, что дискуссия о том, подменяет или нет ССПП Коллективный договор, не имеет оснований. Выбора и противопоставления между этими системами в данный момент нет, хотя и та, и другая содержат социальный пакет. Объясню, почему.

 

Система социальной поддержки работников, прописанная в Коллективном договоре ОАО «РЖД», давно воспринимается как данность, нечто само собой разумеющееся. Мы провели ряд опросов работников железнодорожных структурных подразделений и убедились, что люди осведомлены, чего они вправе ожидать от работодателя, пока работают в Компании. Но то, что именно Коллективный договор гарантирует им этот социальный пакет, известно далеко не всем. 

 

ССПП рассчитана на определённые группы железнодорожников, отобранных по профессиональному, возрастному принципу. Например, не хватает в Курской области монтёров пути — принимается решение сформировать дополнительный социальный пакет для того, чтобы набрать работников, заполнить вакансии на определённых предприятиях. Таким образом, ССПП не несёт целевой социальной нагрузки, а является, по сути, системой мотивации для узких групп работников.

 

– Ещё раз поясните, пожалуйста, что представляет собой Коллективный договор? 

 

– Колдоговор – правовой акт, имеющий огромный юридический вес. По структуре его можно условно разделить на два больших раздела: «Социально-трудовые отношения» и «Социальные гарантии».

 

В раздел «Социально-трудовые отношения» входят пункты, определяющие оплату и нормирование труда, рабочее время и время отдыха, принципы охраны труда, гарантии работника при сокращении и другие.

 

Социальные гарантии также неоднородны. К примеру, финансовая поддержка работника – на свадьбу или в связи с рождением ребёнка, на реабилитацию и лечение или когда подступит беда. Традиционно – бесплатный проезд. Плюс к этому добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, ипотека, санаторно-курортное лечение и организация отдыха детей работников, помощь неработающим пенсионерам. Ещё ряд пунктов Коллективного договора связан непосредственно с производством.

Отмечу, что в Коллективном договоре около 90 пунктов, дополняющих гарантии работникам ОАО «РЖД» по сравнению с положениями Трудового кодекса РФ.

 

– Существует мнение, что если все одновременно воспользуются всеми льготами, то расходы Компании по выполнению договорных обязательств могут превысить её бюджет…

 

– Такой вывод может сделать только человек, не державший в руках Коллективный договор. Каждый пункт договора составлен исходя из целесообразности и реальных потребностей работника, который может жить и работать как в большом городе, так и на отдалённой станции. Поэтому в договоре нет избыточных, потребительских пунктов, все они – сугубо целевого назначения. Каждая льгота – избирательна, не требуется всем и повсеместно, зависит от производственной ситуации или личной потребности работника.

 

Например, льготная путёвка – это мера медицинской реабилитации конкретного работника; детский отдых – поддержка семей железнодорожников, где есть дети; бытовое топливо – забота о тех, кто живёт и работает на линии, отдалённых станциях. Согласитесь, не все семьи членов профсоюза сегодня живут на отдалённых станциях, имеют детей до 14 лет и работают на вредных производствах, когда требуется регулярная реабилитация здоровья. В то же время кто-то из железнодорожников проходит курсы повышения квалификации, кто-то протезирует зубы, проходит процедуры в клиниках, а кто-то нуждается в бесплатной поездке к месту работы. То есть каждая льгота призвана решить целевые проблемы членов профсоюза, которые у всех разные. Причём Коллективный договор оптимизирован по затратам, потому что практически никто не может без достаточных оснований воспользоваться теми или иными гарантиями и льготами.

 

– Иными словами, ССПП и Коллективный договор могут существовать параллельно, так как не являются дублирующими системами поддержки персонала?

 

– Пока ССПП – только пилотный проект. Но если эта система будет принята в качестве базовой для дополнительной мотивации персонала ОАО «РЖД», то есть опасность, что она оттянет часть средств из фондов оплаты труда и средств, выделяемых на выполнение Коллективного договора.

 

Это недопустимо по многим причинам. Во-первых, работники Компании живут и работают в разных условиях. Кто-то жить не может без фитнеса и Интернета, а кто-то не может остаться без ипотеки, выплат при выходе на пенсию, зимнего топлива, которым необходимо обогревать собственный дом. Во-вторых, сам Колдоговор работает как составная часть трудовых отношений, но его выполнение – закон для работодателя. ССПП же регламентируется локальными актами.

 

Хочу подчеркнуть, что роль и значение Колдоговора становятся заметными для работника при его отмене или отсутствии. При переходе работника в дочернее общество, аутсорсинговую структуру, где нет профсоюза, нет Колдоговора или отраслевого соглашения, он сразу чувствует степень своей социальной незащищенности.

 

В-третьих, сегодня непонятно, как система ССПП будет реализовываться. Предполагается корпоративная платёжная карта, ведение индивидуального счёта. А это – дополнительные расходы на разработку самой системы, причём её функционирование потребует ещё больше средств. Но всё это можно получить проще – через увеличение заработной платы, что намного дешевле, так как отсутствуют расходы на учёт и контроль, на какие нужды работник потратит деньги.

 

ССПП, по сути, – это заработная плата, выданная в натуральном, а не в денежном выражении, а Коллективный договор – система коллективного страхования.

 

коротко

Тридцатого октября президиум дорпрофсожа подвёл итоги работы за третий квартал 2009 года.

 

В числе первостепенных вопросов рассмотрено участие профсоюзных организаций дорпрофсожа в обучении профактива трудовому законодательству.

 

– Профсоюзным органам всех уровней в период реформ, когда создаются дочерние общества, выделяются функциональные филиалы, происходит продажа имущества, необходимо выработать новый подход в своей работе, направленный на профилактику и предупреждение нарушений трудовых прав работников, – отметил главный правовой инспектор дорпрофсожа Сергей Подладчиков.

Ещё одним важным вопросом для обсуждения стало подведение итогов летней детской оздоровительной кампании.

 

– В летний сезон 2009 года особое внимание уделялось оздоровлению детей из неполных, многодетных и малообеспеченных семей, а также опекаемых и детей-инвалидов, – доложил начальник дирекции социальной сферы Свердловской железной дороги Сергей Солодов. – План по оздоровлению детей работников Свердловской железной дороги на Черноморском побережье составлял 1300 человек. Для его реализации дорогой было распределено 1100 путёвок в детский санаторный комплекс «Жемчужина России» и 200 путёвок во Всероссийский детский центр «Орлёнок».

 

Кроме того, летняя оздоровительная работа была организованна в загородных оздоровительных центрах дороги: детский оздоровительный центр «Гудок» на станции Кукуштан Пермского отделения дороги, ДОЦ «Зелёный Луг» на станции Егоршино Свердловского отделения и ДОЦ

имени Ленина на станции Ишим Тюменского отделения. Организованным отдыхом было охвачено 505 детей, что на 5,9 процента больше по отношению к прошлому году.

 

В ходе заседания также утверждён план работы на четвёртый квартал этого года.

 

Наталья Пашкалова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31