15 января 2021 23:48

15 января 2021 23:48

Вера Солдатова: Экономического эффекта можно добиться грамотной организацией трудаактуально

На вопросы «УМ» отвечает начальник отдела организации и оплаты труда Вера Солдатова.

На вопросы «УМ» отвечает начальник отдела организации и оплаты труда Вера Солдатова.

 

– Вера Борисовна, с 1 января 2010 года изменяются нормы затрат труда и методика расчёта численности работников, занятых на текущем содержании пути. С чем связаны эти изменения?

 

– Текущее содержание пути остаётся наиболее сложным процессом в организации труда работников железнодорожного транспорта. До настоящего времени расчёт численности работников, занятых на текущем содержании пути, производился в соответствии с приказом МПС № 8Ц от 3 апреля 1997 года. За это время произошли существенные изменения в конструкции пути.

 

Значительное влияние на изменение расчёта численности по новой методике, утверждённой приказом ОАО «Российские железные дороги» от 9.07.2009 № 136 «О мерах улучшения текущего содержания железнодорожного пути», оказало исключение из работ по текущему содержанию пути планово-предупредительной выправки; теперь эти работы входят в работы по ремонту пути. Вместо скорости движения поездов в нормах
затрат труда учтён пропущенный тоннаж в межремонтном цикле.

 

Изменены поправочные коэффициенты к нормам затрат труда (и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения): в зависимости от конструкции пути, зависящие от средней длины плети. Дополнительно разработаны поправочные коэффициенты, которые учитывают: новые конструкции скреплений, а также участки пути с выплесками, требующими назначение ремонта. Для стрелочных переводов дополнительно введен повышающий коэффициент, корректирующий нормы затрат труда для выполнения дополнительных обходов при температуре воздуха ниже 20 градусов мороза или в связи с перепадом температур более 25 градусов в течение суток.

 

Поскольку изменились нормы затрат труда на работы по текущему содержанию пути, изменилась и численность работников, требуемая для их выполнения.

 

– Как будет организована система оплаты труда бригад, задействованных на текущем содержании пути?

 

– С 1 января 2010-го года для работников на текущем содержании пути вводится повременно-премиальная система оплаты труда. В отличие от  существующей в настоящее время сдельно-премиальной системы оплаты у работников отменяется сдельный приработок, который зависит не от объёма фактически выполненных работ, а от разницы между расчётной численностью по приказу 8Ц, уменьшенной на 25%, и явочной численностью работников. Труд работников на текущем содержании пути будет осуществляться по тарифным ставкам в соответствии с  присвоенными им тарифными разрядами за фактически отработанное время с выплатой премии по действующему в дистанциях пути Положению о премировании. Доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда, надбавки за профессиональное мастерство, выплаты по районному коэффициенту, региональные и зональные надбавки и т.д. остаются в прежнем размере.

 

Изменение системы оплаты труда позволит исключить факты приписок объемов работ с целью подтверждения обоснованности сдельного приработка. Должно повыситься качество работ.

 

Но введение повременно-премиальной системы оплаты труда предусматривает еще большую ответственность бригадиров, дорожных мастеров, руководителей и специалистов дистанций пути в вопросах планирования и учёта работ. Трудозатраты на планируемые работы должны в обязательном порядке соответствовать численности работников, в каждой дистанции пути должен быть налажен учёт выполненных работ и контроль достоверности передаваемых данных.

 

– Расскажите подробнее, как будет осуществляться премирование работников, занятых на текущем содержании пути?

 

– По действующему в настоящее время Положению о премировании размер премии работников на текущем содержании пути зависит от содержания главных, станционных путей и стрелочных переводов, от выполнения установленного плана выполнения работ по текущему содержанию пути и выполнения задания по снижению дефектности элементов верхнего строения пути. Размер премии определён Положениями о премировании каждой дистанции пути.

 

Система премирования работников, в соответствии с которой у руководителей дистанций пути есть возможность дифференцированно (в зависимости от результатов труда) подходить к премированию работников за счёт коэффициентов трудового участия, остаётся прежней на первое полугодие 2010 года. Далее система премирования будет пересмотрена.

 

В настоящее время в ОАО «РЖД» готовится к рассмотрению проект Положения о корпоративной системе премирования работников филиалов ОАО «РЖД», в соответствии  с которым показатели премирования за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности сгруппированы на основе трёхуровневого подхода.

 

– Не приведёт ли переход монтёров пути на другую систему оплаты труда к снижению уровня их заработной платы?

 

– При переходе на новые условия оплаты труда никто из работников на текущем содержании пути не должен потерять в заработной плате. Для этого в течение ноября 2009 года проводится анализ заработной платы по каждому работнику, для исключения случаев снижения заработной платы при отмене сдельного приработка работникам будут установлены надбавки до 20% тарифной ставки на срок до 6 месяцев. Там, где сдельный приработок превышает 20%, будет пересмотрен размер премии.

 

– Возможно ли снижение численности работников в том случае, когда на текущем содержании пути задействуются машины?

 

– В утвержденную методику расчёта включены нормативы снижения численности работников, занятых на текущем содержании пути, при применении машин. Это было предусмотрено и прежней методикой расчёта численности.

 

– Какой результат ожидается от преобразований в сфере организации и оплаты труда в путевом комплексе?

 

– В настоящее время производится расчёт численности работников текущего содержания пути в автоматизированной системе ЕКАСУТР в соответствии с утверждённой методикой по разработанному алгоритму. Рассчитанная по новым нормам затрат труда численность будет оптимальна для выполнения работ по текущему содержанию пути. Как показал произведённый предварительно расчёт, есть необходимость перераспределения численности работников между участками и дистанциями, а в целом по хозяйству расчётная численность монтёров на текущем содержании пути не меньше предусмотренной штатным расписанием.

 

Экономического эффекта можно и нужно добиться грамотной организацией труда работников, чётким планированием работ и учётом их выполнения, недопустимостью случаев потерь рабочего времени и «приписок» объёмов работ – это те вопросы, порядок в которых ещё не наведён. Снижение норм затрат труда на текущем содержании пути предусматривает повышение интенсивности труда работников, увеличение объёма выполняемых работ, а отсюда – улучшение состояния пути и повышение безопасности движения поездов.

С 1.01.2010 года для работников на текущем содержании пути вводится повременно-премиальная система оплаты труда (Приказ от 26.10.2009

№ 496/Н)

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31