От первого звена – до «золотого» болта
Сооружение обхода работники ПМС-168 скромно называют «обычной работой», но при этом соглашаются, что ничего подобного в их жизни не было
Путевая машинная станция № 168, что базируется на Пермском отделении, зашла на стройку, которую позднее назовут легендарной, одной из первых среди структурных подразделений дороги и подрядных организаций. И остаётся здесь вплоть до дня открытия постоянного движения поездов по новому участку.
На новый, 53-километровый, фронт работ по ликвидации последствий техногенной аварии в Березниках ПМС-168 прибыла после сооружения предыдущей шестикилометровой ветки в обход провала. Жизнь путевой машинной станции сразу приобрела ритм муравейника…
Найдите десять отличий
С командой участников строительства корреспонденты «УМ» встретились незадолго до ввода участка в эксплуатацию, в один из воскресных дней ноября. Неожиданное появление журналистов в вагонах ПМС на станции Яйва стало сюрпризом для героев этого материала.
– Статью о нас писать будете? – удивились машинист укладочного крана Альберт Валитов и мастер бригады механиков Александр Морохин. – Мы ж простые рабочие. Красиво говорить не умеем. И рассказывать нечего. Обычная работа.
В короткие сроки проложить полсотни с хвостиком километров новой линии – «обычная работа»? В один голос, точно сговорившись, эту фразу повторяли все, с кем удалось поговорить тем ноябрьским днём. Но затем, углубляясь в недалёкое пока прошлое, легко находили «десять и более отличий».
«Шоколадина» на десерт
– Как-то целый день укладки под проливным дождём прошёл, – рассказывает мастер укладочного поезда Андрей Пьянков. – Если б на дождь внимание обращали, до сих пор бы ещё эту ветку строили.
В другой раз, говорит, срочным порядком отправили на укладку решётки по станции Заячья Горка. Снарядили людей, машины, прибыли туда… И вместо запланированной работы принялись за восстановление земляного полотна. Размыло обильными осадками.
– Или, наоборот, первый мороз ударил, – присоединяется оператор и старший машинист укладочного крана Александр Власов. – Когда решётку на станции меняли, то её подняли вместе с промёрзшим балластом. Повисла такая огромная «шоколадина»!
Смех смехом, но размытое полотно и плитка «шоколада» непосредственным участникам этих эпизодов останутся на долгую-долгую память. Сколько усилий они приложили, чтобы произвести укладку, не отклонившись от жёсткого графика!
– А стена песка у меня и сейчас перед глазами стоит, – добавляет Андрей Пьянков и поясняет: – Перед укладкой надо обязательно песочную подушку заготовить. После этого из каждого сапога горстями песок высыпаешь.
Подготовка этих подушек, как выясняется в дальнейшем, вошла в профессиональный фольклор ПМС-168. Если в плане значился именно этот вид работ, то говорили: коллектив «отдыхает на курорте».
Держите пакеты!
На самом деле «курортной зоной» Березниковский обход не был. Кратчайшие сроки сдачи объекта, непостоянная погода. Хлопот прибавлял и крайне сложный ландшафт.
– Есть на перегоне Калийная – Березники-Сортировочные «дикий» уклон, – Александр Власов показывает руками почти острый угол.
– У меня там чуть инфаркт не случился. Думал, все наши пакеты улетят с платформ, не удержит их трос.
Рассказчики тут же воспроизводят процесс укладки на участках со сложным профилем. Последние пакеты решётки перетягиваются вперёд от платформы к платформе. Нужно следить, чтобы при перемещении они не сместились на сторону.
ОМОН на путях
Каждый работник ПМС-168 осознавал меру ответственности за себя и за коллег. Многие трудились вместе годами, с остальными быстро наладили контакт. Дело спорилось.
– Мы тут все болты закрутили, – то ли в шутку, то ли на полном серьёзе заявляют встретившиеся нам на участке примыкания к новой ветке монтёры пути во главе с
бригадиром Василием Юдиным. Они и сегодня занимаются закреплением закладных и клеммных болтов.
Себя эта бригада называет «ОМОН» – отряд монтёров особого назначения. Именно так представляет своих коллег один из бойцов отряда, Виталий Аксёнов. А почему бы и нет? Хорошее чувство юмора и самоирония не раз выручали участников «стройки века».
На лоне природы
В трудные минуты тех, кто работал на обходе, поддерживал… сам обход. Вернее, флора и фауна тех мест, где он проходил. С каждой возвышенности или «дикого» уклона открывались чарующие пейзажи, словно написанные кистью художника.
– Здесь необычная природа. На деревья смотришь, не отрываясь. Неважно, какое время года. Есть озёра и реки, – рассказывает монтёр пути Евгений Кобелев.
А ещё, добавляет с очередным поворотом торцевого гаечного ключа монтёр пути Дмитрий Ганьжин, живность в этих краях непуганая: зайцы семьями на пути выскакивали, лисы вообще запросто к местам стоянок подходили.
– Много чего нам запомнится, – заводит «движок» станка для сверления отверстий под обводной трос монтёр пути Владимир Хмелевский. – Но для нас это на самом деле обычная работа. Просто мы её делаем то тут, то там.
Выход «на орбиту». Стыковка!
…Четверг, 6 ноября, 16 часов 20 минут по местному времени. 275 пикет 53-километровой ветки в обход района техногенной аварии в Березниках. На мосту через горный распадок двигавшийся со станции Соликамск ПМС-168 произвёл успешную стыковку с подошедшим из Яйвы коллективом ПМС-14.
На «орбиту», иначе говоря, к стыковочному звену вышли работники двух путевых машинных станций. По шесть человек от каждого подразделения. Избранные. Счастливчики. Им доверили закрепить последние, «золотые» болты на новом участке.
В небо взметнулись вихри фейерверка – «космическая» стройка завершена.
прямая речь
Александр Залипятский, начальник участка производства ПМС-168:
Прошёл всю стройку от начала до конца, от укладки первого звена до стыковки двух путевых машинных станций. Эта работа, конечно, сильно отличается от капитального ремонта пути, которым я лично занимался на протяжении последних двадцати лет. Здесь, на обходе, гораздо сложнее, условия совершенно другие. Но и работать было интересно. Эту новостройку – первую и, возможно, единственную в своей жизни, я запомню надолго.