24 января 2021 05:27

24 января 2021 05:27

Нягань: от леса к нефти

Первого февраля 1970 года станция Нягань была передана из отделения временной эксплуатации в распоряжение министерства путей сообщения – этот день и считается датой её рождения

Первого февраля 1970 года станция Нягань была передана из отделения временной эксплуатации в распоряжение министерства путей сообщения – этот день и считается датой её рождения

 

Несмотря на затяжные каникулы и морозную погоду, в первые дни нового года станция Нягань незначительно снизила отправку потребителям продукции Красноленинского нефтеперерабатывающего завода и других предприятий региона.

 

Количество отправленных цистерн с сырой нефтью, дизельным топливом, бензином, вагонов с металлоломом, контейнеров с пропано-бутановой фракцией достигало 43 вагонов в сутки (план – 45 вагонов). Однако коллектив станции уверен, что объёмы придут, как только главный грузоотправитель – ОАО «ТНК-Нягань» войдёт в рабочий ритм.

 

– А железнодорожники не подведут, – говорит начальник станции Наталья Турчина.

 

Для такого заявления есть веские основания. Ежегодно на 15 % станция наращивает объёмы работы. Перевыполнены планы погрузки-выгрузки и в прошлом году. Коллектив считает, что снижать набранные темпы в новом году не позволит и грядущий юбилей.

 

В наши дни станция Нягань – ворота четвёртого по величине города в Ханты-Мансийском автономном округе. В 50-х годах всё начиналось почти на пустом месте. Тогда нефтяников-газовиков не было, а на месте будущего города на берегу Оби располагался посёлок Нях.

 

– Зато имелись законные пять путей и гордо красовалась контора-сараюшка, – со слов старожилов рассказывает профсоюзный лидер станции Марина Косторниченко.

Железная дорога и леспромхоз дали жизнь современной Нягани. Для вывозки древесины в 1968 году построили станцию. И лишь после обнаружения вокруг посёлка крупных пластов нефти станция получила статус основной выгрузочной базы региона. В сутки здесь принимали сто и более вагонов со стройматериалами для возведения жилья, автодорог, оборудованием для добычи нефти.

 

Станцию «поднимали» её ветераны Виталий Макаров, Иван Радковский, Анатолий Воробьев, Вера Кузнецова, Татьяна Маркелова и другие.

 

Следом за родителями пришли на железную дорогу их дети. Например, дочь и сын приёмосдатчика и кондуктора грузовых поездов Галины и Владимира Делягиных трудятся в Нягани машинистом и билетным кассиром. Старожил станции Людмила Загуменных, работающая приёмосдатчиком, привела на дорогу сына Григория – машиниста локомотива. Дочь другого машиниста – Игоря Халтурина Анастасия руководит грузовым цехом станции.

 

С приходом ровесников Анастасии Игоревны, выпускников учебных заведений отрасли, команда няганских движенцев значительно помолодела. Молодость и профессионализм позволили в 2009 году выйти на первое место по станции смене в составе дежурной по станции Елены Рыбак, оператора станционного технологического центра Натальи Томбасовой, кондуктора грузовых поездов Валентина Трухина и приёмосдатчика Нелли Гребневой.

 

Сегодня на привокзальной площади растёт красавец-вокзал, который совместно возводят администрации ХМАО и Свердловской магистрали.

 

– У нашей станции хорошие перспективы, – говорит Наталья Турчина. – производители нефтепродуктов обещают в ближайшее время стабильные объёмы погрузки. Завершение строительства завода «Полярный кварц» обеспечит нас новыми маршрутами с кварцевым песком. Ожидаем рост грузопотока в связи с возведением Няганской ГРЭС.

 

Следующие десятилетия в истории станции будут связаны с реализацией в регионе мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Нягань является базовой территорией для освоения полезных ископаемых на территории Югры и Ямала в рамках этого проекта. Значит, ещё несколько поколений железнодорожников будут обеспечены стабильной работой.

 

Елена Сабурова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31