23 апреля 2021 18:08

23 апреля 2021 18:08

Профессии, которые воспевают

В нашей стране 23 февраля отмечается праздник мужества и воинской чести – День защитника Отечества, а 15 февраля – 21-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Этим датам посвящены материалы корреспондентов «Уральской магистрали».

В нашей стране 23 февраля отмечается праздник мужества и воинской чести – День защитника Отечества, а 15 февраля – 21-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Этим датам посвящены материалы корреспондентов «Уральской магистрали».

 

Своё творчество бывший железнодорожник и участник боевых действий в Афганистане посвящает самым мужественным профессиям

 

Сергей Земцов с детства был уверен, что существует две мужских профессии – машинист и военный. Ему посчастливилось быть и тем, и другим.

 

После окончания школы Сергей поступил в железнодорожный техникум. Отучившись, устроился по распределению работать в локомотивное депо Сверд-
ловск-пассажирский помощником машиниста.

 

В 1978 году пришла повестка в армию, и наш герой отправился служить.

 

– Мне довелось пройти парадом по Красной площади седьмого ноября, я тогда служил в Тульской дивизии, которая всегда принимает участие в этом мероприятии, – с гордостью говорит Сергей Владимирович.

 

После армии он решил продолжить карьеру военного и поступил в школу прапорщиков. Потом по распределению попал в Азербайджан, где прослужил еще шесть лет. В солнечной республике и нашёл свою вторую половинку, женился.

 

Вскоре Сергей Владимирович написал рапорт об отправке его в распоряжение ограниченного контингента войск в Афганистане. Добровольца направили в тыловую часть, поэтому нашему герою пришлось писать ещё один рапорт о направлении в боевую часть.

 

– В Афганистане я испытал, что такое нехватка воды, – рассказывает Сергей Владимирович. – Две кружки в день на человека, чтобы утолить жажду и помыться. А как на чужбине чувствуешь любовь к Родине! Не радуют ни песок, ни солнце, ни жара. Мечтаешь только о родной березке и тихой речке, на берегу которой можно посидеть с удочкой. Это был предел мечтаний там, на войне.

 

Про это были сны, а в дальнейшем – песни Сергея Земцова. Со своей гитарой он не расстаётся и по сей день. Есть у Сергея Владимировича композиция, посвящённая афганским женщинам. Появилась она после одного случая.

 

– На шоссе стоял наш блокпост, – рассказывает Сергей. – Однажды мимо него проезжала колонна грузовиков. В каждом сидели солдаты Афгана – молодые, красивые девушки. В ушанках, телогрейках и с автоматами. В то время женщины этой страны боролись за свою независимость. И вот когда эти девчонки проезжали мимо нашего поста, одна из них сняла шапку, и длинные волосы развились по её плечам. Глядя на меня, она крикнула: «Шурави*, я тебя люблю!». Я покраснел как мальчишка, а её подруги засмеялись.

 

За месяц до вывода войск из Афганистана у Сергея Земцова закончился контракт, и он уволился в запас. Приехав в Азербайджан, наш герой забрал жену и детей и вернулся в Свердловск. Куда пойти работать, вопроса не возникло. Сергей Владимирович устроился в родное локомотивное депо Свердловск-пассажирский. Отучившись на машиниста, он проработал на дороге двенадцать лет.

 

– Это очень романтичная профессия, всем рекомендую. Едешь на восток, и первые лучики солнца уже встречают тебя, а если, наоборот, от солнца «убегаешь» – красота неописуемая!

 

После очередной медкомиссии Сергею сообщили, что он больше не сможет работать на железной дороге. Сейчас он занимается творчеством, встречается с детьми в школах, рассказывает о боевых подвигах, исполняет свои песни. Но не все композиции Сергей Земцов посвящает военной тематике.

– К Дню железнодорожника я подготовил сборник песен о локомотивных
бригадах, эта профессия достойна того, чтобы её воспевать.

 

*Шурави – так афганский народ называл советских солдат.

 

 

В Еланском солдат – почти брат

 

Железнодорожники и военнослужащие работают в тесном взаимодействии

 

В работе станции Еланский Тюменского отделения дороги есть своя специфика. Связано это с тем, что здесь расположен военный гарнизон. Туда отправился накануне Дня защитника Отечества корреспондент «УМ».

 

– У нас тут всё особенное, – рассказывает начальник станции Ольга Попова. – Мы ведь занимаемся не только транспортным обеспечением Еланского гарнизона. Многие пассажиры, которых мы обслуживаем, так или иначе связаны с военным делом.

 

…На вокзале немноголюдно.

У кассы – несколько военнослужащих.

 

– Что тут было два дня назад! – говорит билетный кассир Галина Мещерякова. – В части присягу принимали. К солдатам родные приехали. В помещении вокзала буквально яблоку негде было упасть. Столько пассажиров у нас лишь два раза в год бывает.

 

Среди тех, кто ожидает поезд, – жительница Стерлитамака Зиля Губернаторова. Присягу в Еланском гарнизоне принимал её сын. Повидаться с ним приехала и его невеста Дарья Кожевникова.

 

– Нам здесь понравилось, – признаются они. Что и говорить, природа в окрестностях красивая. А сама станция тихая, уютная. В её истории были времена очень тесного общения железнодорожников и военных.

 

– Бывало, руководство гарнизона выручало нас, – вспоминает ветеран Таисия Измоденова, руководившая станцией в 1988 – 1997 годах. – И мы,
со своей стороны, помогали им. С каждым более-менее значимым событием поздравляли друг друга, не говоря уже о профессиональных и всенародных праздниках. День железнодорожника отмечали исключительно под музыку военного оркестра...

 

Вместе сделано немало добрых дел. Общими усилиями уложили дорогу от большого тракта до станции. На месте бывшего болота зимой заливали каток. На нём мальчишки со станции, военного городка и соседнего села Калиновского устраивали хоккейные баталии.

 

Несколько лет подряд семья Измоденовых на Новый год наряжала елку, растущую во дворе. Праздник встречали тут же, на улице. За накрытым столом собирались друзья, соседи, коллеги.

 

– Не оставались в стороне и военные, – рассказывает Таисия Федоровна. – Солдаты, проходившие мимо, поздравляли нас.

 

Былые связи не прерываются и сегодня. В буквальном смысле, поскольку станционный посёлок отапливается от котельной гарнизона.

А вокзал патрулируется военнослужащими.

 

В свою очередь, железнодорожники обеспечивают бесперебойное снабжение Еланского гарнизона всем необходимым по стальной магистрали.

 

Направляется в заграничную командировку…

 

Одним из элитных подразделений по обеспечению наших войск в Афганистане разведывательной информацией был отряд специального назначения МВД СССР «Кобальт», в рядах которого служил и сотрудник Среднеуральского УВД на транспорте

 

К беседе с корреспондентом «УМ» ведущий специалист по линии БЭП аппарата управления Среднеуральского УВД на транспорте полковник милиции Александр Порохин подошёл основательно. «Вооружился» солидной папкой с «вещественными доказательствами» пребывания в Афганистане.

 

А ведь не так давно информация об оперативно-разведывательном отряде «Кобальт», в котором числился Александр Степанович, была под грифом «Секретно». Он и сам долго не знал о специальном подразделении с названием химического элемента из таблицы Менделеева.

 

– «Направляется в длительную заграничную командировку», – цитирует мой собеседник приказ от 25 марта 1982 года, извлечённый из той самой папки. – Никаких подробностей. В Кабул я, кстати, прибыл раньше, второго числа того же месяца.

 

Интересное замечание подкрепляет следующий «вещдок». На этот раз в дело идёт потускневший лист бумаги – декларация о пересечении границы, датированная, действительно, вторым марта.

 

– С собой провёз спиртное и десять рублей, – демонстрирует Порохин документ и, видимо, уловив недоумение на лице корреспондента, поясняет: – Спиртное в санитарных целях полагалось, потому что никакие прививки от тамошней заразы не спасали.

 

Задача бойцов «Кобальта» – выявление местоположения бандформирований с целью их дальнейшей ликвидации. Информацию добывали в сотрудничестве с местной полицией и населением.

 

– Некий источник пальцем указывал на карте место дислокации бандформирования, – Александр Степанович ставит на столе воображаемую точку. – А окружность фаланги пальца равна квадратному километру. Мы определяли точные координаты, вылетали на вертолётах, обнаруживали цель, армейские подразделения начинали операцию по её ликвидации.

Иногда, сокрушается ветеран, боевики или, как он их называет, «злодеи» успевали спрятаться. Увидят с гор устремившуюся к ним колонну и буквально сквозь землю проваливаются – по скрытым лабиринтам, опутывавшим целые местности.

 

– Сколько раз было: прибыли на место – никого, а рядом очаг ещё дымится, – переживает Порохин. – Однажды с воздуха собрались бить по цели прямой наводкой, как вдруг внизу показался красный флаг. Наши!? Атаку отменили, однако потом выяснили: всё же это были бандиты. Ничего. В другой раз мы этих умников засекли и ликвидировали.

 

В зоне боевых действий свердловчанин провёл семь месяцев. Неоднократно ему было по-настоящему страшно за свою жизнь. И всё же именно в Кабуле случилась самая неожиданная в жизни Александра Степановича встреча.

 

– На аэродроме тормознул машину. Думал, водитель нашей части, но обознался. А «незнакомец» вдруг: что, мол, сортировочных не узнаёшь? Представляешь, сосед бывший! Пацанятами бегали по Сортировке. В 1954 году школу закончили и больше не виделись. Только в Афгане спустя столько лет встретились.

Историй у полковника милиции Александра Порохина великое множество. Не пересказать и малую толику событий его «заграничной командировки». Можно сценарий писать к фильму, наподобие недавно вышедшего на экраны «Кандагара». Остросюжетное будет кино...

 

прямая речь

 

Владимир Васильев, председатель регионального совета ветеранов СУВДТ:

 

Мой сослуживец Александр Степанович Порохин – прекрасный офицер. Точно знаю, что на него всегда можно положиться. Говорят, у всех людей есть вредные привычки, но за Александром Степановичем я таковых не наблюдал. Примерный семьянин, спортсмен, садовод-огородник. Высококлассный специалист, который и сейчас трудится на благо транспортной милиции.

 

блиц-интервью

 

Ваш выбор: мужчина-воин или просто хороший человек?

 

Альфина Тимрук,  начальник станции Моховой:

 

Сложный вопрос. Хочется, чтобы в мужчинах сочетались черты характера, которые присущи настоящим воинам, и качества, которые и позволяют назвать человека хорошим. Хотя само понятие «хороший человек» всё же достаточно условно, чётких критериев его определения нет. Меня, например, окружают только хорошие люди, потому что я так о них думаю.

 

Лариса Попкова, оператор-информатор СТЦ станции Пермь-Сортировочная:

 

Думаю, просто хороший человек, опора в семье – это важнее. Бывает, мужчина и без армейской закалки – славный, умный, сильный. Хотя мой муж служил в армии и считает, что сыну тоже нужно. По его мнению, настоящий мужчина тот, кто прошел армейскую школу.

 

Татьяна Веселкова, начальник отдела актово-претензионной работы службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок

 

В хорошем мужчине обязательно должно быть и то, и другое! Именно в таком духе старалась воспитывать своего сына. Для меня очень важно, чтобы мужчина был, прежде всего, порядочным. Это одно из непременных условий, при котором я с полным правом могу назвать человека хорошим.

 

Татьяна Могутнова, заместитель начальника отдела статистики Тюменского отделения:

 

В любом случае мужчина должен быть человеком, с которым легко идти по жизни, совместно решать все проблемы. Это позиция моего поколения.
У современных девушек иной взгляд на мужской идеал. Они выбирают мужчину-добытчика, способного обеспечить семью надлежащим образом.

 

Ольга Шестова, инженер отдела по работе с органами власти:

 

Сложный вопрос! Я предпочитаю, чтобы эти два определения сочетались в одном человеке. Ведь мужчина по природе воин. Но при достижении своих целей он всегда должен сохранять порядочность. Только благодаря этому его ждёт успех.

 

блиц-интервью

 

Пригодились ли армейские навыки в жизни?

 

Александр Петрунькин, бывший машинист-инструктор локомотивного депо Каменск-Уральский:

 

Конечно, пригодились. Железная дорога – это вторая армия: та же дисциплина, ответственность. Сам я пензенский, на Урале служил в авиации. Здесь женился, получил профессию машиниста. В армии – ночные полёты, на железной дороге – ночные поездки. Мне это было привычно.

 

Иван Гетманский, тренер сборной УрГУПС по армспорту и пауэрлифтингу:

 

Скорее, не навыки, а качества. Ответственность, дисциплина, порядочность, должное отношение к работе, самостоятельность. Всё это воспитала во мне служба в военно-воздушных силах, которую проходил на аэродроме в Будапеште. Но главное, что привила мне армия, – любовь к Родине. Стараюсь передать эти качества своим подопечным, ведь победы на спортивных аренах без них трудно добиться.

 

Дмитрий Кровяков, главный бухгалтер Центра специальных перевозок

 

Конечно! Та школа, которую мы прошли в своё время, мне помогла в жизни. Эх, сейчас бы вернуться на площадки военно-спортивной игры школьников прошлого века «Зарница».

Николай

Устименко, 

начальник Дорожного центра эксплуатации и ремонта:

 

Благодаря службе, а она проходила в Германии, в танковых войсках, я прошёл настоящую школу мужества. Считаю, стать руководителем мне помогла армия. Она научила переносить тяготы жизни, выполнять приказы, а приказ и в армии, и на железной дороге – закон. В конце концов армейская служба сделала меня мужиком, я окреп физически, что несомненно пригодилось мне в профессиональной сфере.

 

Владимир Носков,  начальник восстановительного поезда станции Кунгур:

 

Два года прослужил на космодроме «Байконур» в звании старшины так называемой технической команды. Мы непосредственно готовили к запуску космические корабли. Серьёзная, ответственная работа, как и на железной дороге. Кстати, и тогда, и сейчас у меня в подчинении было тридцать два человека. Армейский опыт управления коллективом не знает цены. Он помогает мне и сейчас.

 

Над материалами работали:

Руслан Казаков,

Евгений Невольниченко,

Мария Пискарёва,

Елена Сабурова,

Сергей Мустафин

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28