20 января 2021 04:17

20 января 2021 04:17

Без фальши

Выявляемость дефектов в подшипниках существенно возросла благодаря компьютерной программе, разработанной ведущим технологом ремонтного локомотивного депо Свердловск-пассажирский Юрием Трубиным

Выявляемость дефектов в подшипниках существенно возросла благодаря компьютерной программе, разработанной ведущим технологом ремонтного локомотивного депо Свердловск-пассажирский Юрием Трубиным

 

Ежегодно в ремонтном локомотивном депо Свердловск-пассажирский методом вибродиагностики обследуются до 35 тысяч подшипников. И примерно у одного из тысячи специалисты с помощью оборудования «слышат» серьёзные дефекты. Теперь с помощью разработки свердловского специалиста этот процент значительно вырос.

 

Узел вращения

Для большинства людей стук колёс локомотивов – это, прежде всего, романтический мотив увлекательного путешествия. Для вибродиагностов же шумы, исходящие от железнодорожных колесных пар, – основа определения их технического состояния.

С 1995 года арсенал средств неразрушающего контроля локомотивного депо Свердловск-пассажирский пополнился универсальным комплексом вибродиагностики, предназначенным для обследования не только подшипников, но и редукторов, а также электрооборудования. На тот момент это оснащение было первым и единственным на всей сети Российских железных дорог. С тех пор оно стало неотъемлемой и повсеместной составляющей диагностики.

 

 – Наша основная цель, – комментирует Юрий Леонидович, – определить основные дефекты, исключить дефектные узлы из эксплуатации и повысить надёжность движения. Сейчас метод вибродиагностики обязателен на всех видах текущего ремонта. То есть, через каждые 20 – 25 тысяч километров, в зависимости от нормы пробега, мы обязательно ставим на диагностику все виды электровозов. Метод универсальный и применяется в любых отраслях, где есть узлы вращения, электрические машины, подшипники, редукторы. Особенность вибродиагностики заключается в том, что она позволяет представить общую картину состояния всех узлов вращения машины в совокупности.

 

Увеличить номенклатуру

 

Подобным образом работает и разработанный в Санкт-Петербурге программный комплекс вибрационного контроля, которым оснащена вибродиагностика на всей сети РЖД, а также новая программа, недавно созданная Юрием Трубиным в тандеме с такими опытнейшими работниками Свердловской железной дороги, как почётный железнодорожник Валерий Болгов и приёмщик Александр Сурин.

 

В новом программном продукте, предлагаемом автором, разработаны и внедрены дополнительные возможности, многократно повышающие качество и достоверность диагностики. Например, программа распознает задиры и коррозию, тогда как на традиционных комплексах вибродиагностики они определяются как раковины, что совсем не одно и то же.

По мнению Юрия Леонидовича, необходимо повсеместно увеличить номенклатуру определяемых дефектов. Дело в том, что централизовано поставляемые сертифицированные программы и комплексы на сети дорог не выявляют многие дефекты подшипников, поскольку просто не умеют их распознавать.

 

Панацея – в грамотном внедрении

– Зачастую проблема кроется не в заводских дефектах, а в ошибках, допущенных во время монтажа, – уверен Юрий Леонидович.

 

Как раз для подобных случаев в трубинском программном продукте смоделирована двухмерная визуализация работы подшипников с различными дефектами, позволяющая понять процесс динамики их развития. По мнению Юрия Леонидовича, этот блок можно отнести к разряду обучающих:

 

 – Мы наглядно демонстрируем тем же сборщикам или диагностам работу узла в динамике, в процессе внутренних взаимодействий. Всё это позволяет «разложить по полочкам» требования, предъявляемые к сборке, а также определиться с особенностями распознавания тех или иных дефектов. Ведь, прежде всего, мы заинтересованы не в том, чтобы найти виноватых. Наша задача – обучить людей, сведя к минимуму вероятность ошибок при проведении сборки и вибродиагностики.

 

С другой стороны конечная цель не в том, чтобы как можно больше браковать, а в том, чтобы повысить качество ремонтов. Чем лучше качество контроля, тем меньше дефектов.

 

справка

 

В 1984 году по окончании Уральского политехнического института Юрию Трубину присвоена квалификация «инженер-физик» по специальности «Автоматика и электроника». На железнодорожном транспорте он начал работать в 1993 году в локомотивном депо Свердловск-пассажирский в должности инженера-технолога.

 

В 1993 – 1995 годах принимал участие в разработке и внедрении комплекса диагностики неразрушающего контроля подшипников и редукторов локомотивов.Он разработал технологическую документацию, инструкцию для эксплуатации комплекса. По результатам диагностики им создана компьютерная база данных, которая используется руководителями и специалистами депо для оценки состояния всего парка локомотивов.

 

В 2002 году Юрий Трубин в соавторстве внедрил новую для сети дорог технологию выявления щёточно-коллекторных дефектов тяговых двигателей с экономическим эффектом более 60 тыс. руб.

 

В 2003 году стал соавтором новой технологии – проверка поверхностей катания бандажей колёсных пар в едином цикле с виброакустической диагностикой. Экономический эффект составил 30 тыс. руб.

 

В 2004 году им были поданы два рацпредложения с экономическим эффектом 1395374 руб.

 

В 2006 году подано 20 рационализаторских предложений (в соавторстве) с экономическим эффектом 252708 руб.

 

В 2009 году подано 16 рацпредложений с эффектом 296000 руб. Юрий Трубин неоднократно признавался лучшим рационализатором на СвЖД, лучшим рационализатором МПС (ОАО РЖД).

 

За 16 лет работы им подано и внедрено более 150 рационализаторских предложений.

 

итоги

Среди отделений дороги:

 

1 место – Сургутское отделение

2 место – Пермское отделение

3 место- Нижнетагильское отделение

 

Среди дирекций:

 

1 место – Дирекция по тепловодоснабжению

2 место – Дирекция по управлению терминально-складским комплексом

3 место – Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении

 

Среди хозяйств:

 

1 место – автоматики и телемеханики

2 место – электрификации и электроснабжения

3 место – гражданских сооружений

 

Структурные подразделения дороги:

 

1 место – Чусовская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, Пермская дистанция электроснабжения, Кузинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки.

 

2 место – Нижнетагильская дистанция электроснабжения, Свердловск-Сортировочная дистанция сигнализациии, централизации и блокировки, Березниковская дистанция

электроснабжения.

 

3 место – Кунгурская дистанция электроснабжения, Демьянская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, Егоршинская дистанция электроснабжения.

 

Продолжение следует

Валерия Сомова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31