25 января 2021 10:08

25 января 2021 10:08

Наш тепловоз летит на станцию Мечта!

Традиции, сложившиеся на детской Свердловской железной дороге за 50 лет её существования, подчинены одной задаче – профессиональной ориентации школьников

Традиции, сложившиеся на детской Свердловской железной дороге за 50 лет её существования, подчинены одной задаче – профессиональной ориентации школьников

 

Осенью 1958 года началось строительство детской Свердловской железной дороги в лесном массиве Центрального парка культуры и отдыха имени Маяковского. Проект магистрали выполнил институт Уралгипротранс.

 

Параллельно строительству дорожный дом детей железнодорожников начал подготовку учащихся к работе на малой магистрали. При совете ветеранов труда Свердловской дороги учредили специальный детский сектор, главным делом которого стала организация обучения детей железнодорожным специальностям.

 

И уже в декабре 1958 года по путёвкам районных комитетов ВЛКСМ и школьных организаций в дорожный дом детей железнодорожников было принято около трёхсот учащихся 5 – 7 классов. Занимались один раз в неделю. Первый час отводился теории, второй –
практическим занятиям. Курс обучения с летней практикой составлял два года. На втором году существования курсов был создан совет юных железнодорожников. Ребята перешли на самоуправление, старосты групп сами следили за посещаемостью, порядком на занятиях.

 

Постепенно сформировался коллектив энтузиастов, занимавшихся постоянно. Таких оказалось более двухсот человек. В дальнейшем все учащиеся были поделены на группы (смены), которыми руководили ветераны железнодорожного транспорта.

 

После теоретических занятий все с нетерпением ожидали практики. Провести её решено было на малой Южно-Уральской детской железной дороге и Алапаевской узкоколейке. По окончании практики юные железнодорожники получили свидетельства об окончании полного курса обучения.

 

Тем временем полным ходом продолжалось строительство детской Свердловской. В течение 1959 – 1960 годов проводились субботники и воскресники, в которых активное участие принимали учащиеся свердловских школ и комсомольцы промышленных и строительных организаций города. Они делали планировку путей, выполняли земляные работы, занимались озеленением территории.

 

А сколько радости было у ребят, когда они узнали, что из Польской Народной Республики к ним, на Урал, пришли узкоколейные вагоны, а из Калуги – тепловоз. Всё было настоящим, только меньше размером. Четырёхосные вагоны с внутренним отоплением и освещением были построены по последнему слову техники.

Первый состав-красавец среди столетних сосен парка выглядел внушительно. И школьники, и взрослые с нетерпением ждали дня открытия детской железной дороги.

 

Свершилось!

 

Вот как писали об открытии детской Свердловской железной дороги в газетах того времени:

 

«У перрона вокзала станции Центральная – состав цельнометаллических вагонов, на каждом поблёскивает на солнце герб Советского Союза, а под ним сверкают буквы «CBРД». В вестибюле вокзала и на перроне ходят в форменном обмундировании юные железнодорожники – очень взволнованные и не по годам серьёзные. Можно понять их волнение: ребятам предстоит стать хозяевами настоящей, хотя и малой, железной дороги.

 

Ровно в полдень начинается митинг. Секретарь Свердловского городского комитета КПСС поздравляет юных граждан города с открытием детской дороги.

 

 

– Берегите, дети, свою дорогу, – взволнованно говорит ветеран транспорта Петр Амплеевич Перепёлкин.

 

altПредседатель совета юных железнодорожников Света Панекина торжественно произносит:

 

– Мы обещаем хорошо работать! Благодарим Коммунистическую партию и советское правительство за заботу о детях.

 

Аплодисменты тонут в резком шуме взлетающих в небо ракет, участники митинга спешат на посадку. Света Панекина разрезает красную ленточку перед поездом. Загорается зелёный огонь светофора – путь свободен. Машинист Виктор Дубровский включает реверс тепловоза ТУ-2092.

3а левым крылом машины – его помощник Анатолий Козлов. Под звуки духового оркестра поезд тронулся в путь.

В первом вагоне стихийно возникает песня: «Наш тепловоз вперёд лети, в коммуне остановка»...

 

– Граждане пассажиры, поезд подходит к станции Водная, – объявляет юный проводник Юрий Симонов.

 

Минутная стоянка – и дальше в путь. В открытые окна вагона вдруг влетает «Ур-ра-а!». Это приветствуют первый поезд ребятишки из парка.

 

– Смотрите, всё по-настоящему! – с восхищением говорят первые пассажиры».

 

Так начиналась трудовая жизнь малой Свердловской железной дороги.

 

Новые грани увлечения

С 1961 года открылся кружок железнодорожного моделирования. Действующие железнодорожные макеты, модели локомотивов, семейство роботов – вот далеко не полный перечень поделок, выполненных руками ребят.

 

Первые шаги кружка железнодорожного моделирования, руководимого Виталием Петровичем Перепёлкиным, были уверенными – сказывался его опыт – и в то же время трудными: тесные помещения детской дороги не отапливались. Но при этом ребят-энтузиастов не убавлялось. Виктор Дубровский, Владимир Галда, Юрий Ружьёв, Риф Канафеев, Борис Профис увлеклись идеей создания серии экспонатов. Главное место среди них занимали электровозы (копии 1:50). Затем пошла серия путевых машин. Соревнования железнодорожных кружков по моделированию в те годы проводились не только по моделям электровозов, но и всевозможных путевых машин. Они сопровождались выставками детского технического творчества, и все железнодорожные школы стремились блеснуть мастерством. Серьёзной работой юных моделистов стала экспозиция 183 действующих макетов, посвящённых прошлому, настоящему и будущему железнодорожного транспорта.

 

В 1962 году малая Свердловская железная дорога впервые удостоилась участия в экспозиции ВДНХ СССР. И с того времени на многих всесоюзных и зарубежных выставках демонстрировались экспонаты, сделанные руками юных железнодорожников Среднего Урала. Более 100 человек из их числа награждены медалями «Юный участник ВДНХ СССР».

Ребята нашей дороги неоднократно становились победителями общероссийских слётов юных железнодорожников: 1995 год – лучший проводник Некрасов, смена № 3; 1997 год – лучший осмотрщик вагонов Алексей Мухин, смена № 5; 1999 год – лучший проводник Константин Садыков смена, № 5; 2003 год – лучший механик СЦБ Павел Шаламов, смена № 4.

Много интересных традиций сложилось на детской железной дороге за годы её существования, и все они подчинены главной задаче – подготовке будущих железнодорожников, профессиональной ориентации сегодняшних школьников.

 

Осмысление

На первых порах ребят привлекают на детскую дорогу исключительно стремление покататься, поработать проводником вагона или машинистом. Других железнодорожных специальностей они не знают. Элементы игры «во взрослых» немало способствуют воспитательной работе, прививая любовь к транспорту.

Более глубокий интерес к железнодорожному транспорту появляется у ребят гораздо позже, через год-два. Они знают, что на железной дороге есть десятки специальностей, не менее интересных, чем машинист и проводник. За три года учёбы на детской Свердловской юные железнодорожники узнают о существовании многих других профессий. А затем сами с интересом работают диспетчерами, билетными кассирами, дежурными по станции, стрелочниками, бригадирами поездов и так далее. У каждого появляется своё любимое дело.

 

Сегодня новое поколение юных, затаив дыхание, переступает порог детской Свердловской. Пройдут годы, и новые ребята с такой же увлечённостью придут на дорогу. И всегда рядом с ними будут такие же увлечённые наставники, которые помогут каждому найти свою станцию с названием «Мечта».

 

Татьяна Мазеина,

инструктор детской Свердловской

железной дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31