18 января 2021 10:03

18 января 2021 10:03

Форма, ставшая содержанием

В одном из залов Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги молодой паренёк и пожилой мужчина в спецовке внимательно рассматривают серый форменный костюм железнодорожника, красующийся в стеклянной витрине.

Обмундирование железнодорожников сохранило отпечатки разных эпох

 

В одном из залов Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги молодой паренёк и пожилой мужчина в спецовке внимательно рассматривают серый форменный костюм железнодорожника, красующийся в стеклянной витрине.

 

Неподалёку от любопытствующих «экскурсантов» под одной из массивных люстр – лестница-стремянка. Оказалось, оба любителя исторических раритетов – электромонтёры. Тот, что старше, – бывший железнодорожник Николай Пшеничников – долгое время работал мастером по ремонту электропоездов локомотивного депо Свердловск-пассажирский:

 

– Я помню железнодорожную одежду, начиная с Великой Отечественной войны. А форму этого времени, – кивнул Николай в сторону обмундирования 70-х годов, – даже сам поносить успел…

 

Восприняв фразу одного из случайных экскурсантов как информационный повод, корреспондент «УМ» решил попутешествовать по вехам времени от первых предметов железнодорожной форменной одежды до кителя, рубашки и брюк, переданных музею их бывшим владельцем Григорием Шимановичем – начальником грузовой службы с 1970 по 1983 гг.

 

Мундир военного образца

 

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации сухопутных путей сообщения. В ноябре 1809 года, когда было учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями, на службу поступали сначала чиновники, состоявшие ранее в Департаменте водяных коммуникаций, а позднее – выпускники Института Корпуса инженеров путей сообщения. Именно тогда, впервые для служащих ведомства и кадетов учебного заведения, создаётся специальное обмундирование.

 

«Мундир был военного покроя тёмно-зеленого сукна с чёрным бархатным воротником и красной выпушкой, на воротнике две шитые серебряные петлицы, пуговицы белые, гладкие… Брюки цвета мундира с красной выпушкой носились поверх сапог. Шляпа – офицерская треуголка с чёрным султаном из петушиных перьев и серебряной петлёй с левой стороны –  носилась крыльями к плечам, шпага с серебряным темляком. Для отличия чинов полагались серебряные эполеты с золотыми звездочками», – пишет автор книги «Железнодорожный форменный костюм» Мария Балтрашевич.

 

Путь к единообразию

 

В 1830 году вместо гладких пуговиц на мундирах и сюртуках офицеров Института Корпуса путей сообщения вводят пуговицы с крестообразно расположенным топором и якорем, а генералам – пуговицы с государственным гербом. Знак из топора и якоря, положенных накрест, сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения технического знака из ключа и молотка.

 

К сожалению, о форме служащих первых железных дорог известно немного. Например, проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги профессор Франц Герстнер выписывал форму для кондукторов из-за границы.

 

Самая ранняя форма машинистов относится к 1861 году. Это были длинные сюртуки, фуражки и брюки. Всё облачение – серого цвета. За выслугу лет машинистам полагались знаки различия. За пять лет службы – серебряный галун на обшлагах рукавов, за последующие пять добавлялись галуны на воротнике и фуражке.

 

В 1866 году издаётся указ о присвоении особого знака инженерам, окончившим курс в институте. Он представлял собой овал с изображением дубовой и лавровой ветвей, расходящихся кверху, а снизу перевязанных лентой. В центре государственный герб, под которым накрест положены топор и якорь. Знак носился при всех чинах на военной и гражданской форме на правой стороне груди.

 

С развитием железных дорог форменной одежде придаётся всё большее значение. К 1873 году в России основано 53 акционерных железнодорожных общества. На тот момент существует столько же видов форм. Тогда же, благодаря Главному обществу российских железных дорог, появляется известная и поныне эмблема, присутствующая в почти неизменном виде на современной форменной железнодорожной одежде – два распростёртых крыла и колесо, символизирующих скорость, точность, комфортабельность.

К единообразию форма железнодорожников России приходит в 1878 году по ходатайству Министерства путей сообщения. Её вид напоминал военную форму того времени: мерлушковые папахи, шаровары, заправленные в сапоги.

 

Форма советского периода

 

Особенностью первой советской железнодорожной формы, введённой в 1932 году, являлся тёмно-синий цвет ткани. Введены были френчи и зимний головной убор, представляющий собой шапку типа «финки», с кожаным верхом. Знаки различия располагались на петлицах. У среднего командного состава – эмалированные шестигранники, высшего – эмалированные звёздочки, у младшего и рядовых – красные эмалированные углы.

 

Новая форма появляется в 1943 году, когда вводятся персональные звания и новые знаки различия для личного состава железнодорожного транспорта. У младшего начальствующего и рядового составов погоны представляли собой два соединённых между собой шестиугольника. Для определения принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства на погонах располагали эмблемы, присвоенные соответствующей отрасли. Например, у железнодорожников, относящихся к локомотивному хозяйству, – изображение паровоза, у работников вагонного хозяйства – вагон.

 

Очередное изменение железнодорожная одежда претерпевает в 1955 году, превращаясь в форму гражданского образца. Возрождается традиция пошива серебряного галуна на фуражках машинистов. С 1963 года знаки различия перенесены на рукав.

 

Отпечатки разных эпох

 

Слегка оглянувшись на историю железнодорожного форменного костюма и знаков различия, невольно меняешь и взгляд на музейный экспонат, так привлёкший случайных экскурсантов.

 

Форменная одежда высшего начальствующего состава Российских железных дорог не просто соответствует своим «генеральскими» должностям. Есть в ней и многое другое…

На тулье фуражки – крылья и эллипс, появившиеся почти сто сорок лет назад. А под ним, на кокарде, – вышитый венок. В центре – на зелёном поле – технический знак из ключа и молотка. Здесь явно прослеживается историческая связь с мундирами и сюртуками офицеров Института Корпуса путей сообщения. У генералов того же учебного заведения пуговицы были выполнены в виде государственных гербов царской России. На пиджаке, ставшим музейным экспонатом, – пуговицы выполнены в виде гербов СССР.

Летняя форма высшего начальствующего состава семидесятых годов прошлого столетия сохранила в себе отпечатки разных времён.

Валерия Сомова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31