27 января 2021 03:09

27 января 2021 03:09

Хозяева большого дома

Династия Торопыгиных разделилась на две ветви: одни становятся железнодорожниками, другие – учителями. Но это только кажется, что они не связаны между собой. На деле именно представители второго направления оказывают огромное влияние на выбор профессии первых.

Азы профессии железнодорожников в этой дружной семье благодаря стараниям взрослых дети постигают со школьной скамьи

 

Династия Торопыгиных разделилась на две ветви: одни становятся железнодорожниками, другие – учителями. Но это только кажется, что они не связаны между собой. На деле именно представители второго направления оказывают огромное влияние на выбор профессии первых.

 

В железнодорожную школу № 43 (тогда – № 53) на станции Тобольск основатель династии Анатолий Торопыгин пришёл на должность учителя математики. К тому времени он уже имел опыт работы завучем и учителем всех технических предметов – математики, физики, черчения – а также химии и даже пения.

С женой Аллой Исааковной, учительницей начальных классов, они тогда жили на станции Сузгун. Чтобы попасть вовремя на работу, ему нужно было выходить из дома в шесть часов утра. А когда работал в две смены, только в двенадцать часов ночи уезжал обратно – и так два месяца.

 

– Было легко – молодые ведь, не чувствовали усталости, делали всё на одном дыхании. Жизнь кипела, – вспоминает Анатолий Михайлович.

 

Действительно, Торопыгины были активистами. Создали агитбригаду, ставили пьесы и ездили по деревням с выступлениями.

Через год Анатолия Михайловича перевели на должность директора школы № 31 на станции Карпунино. Там он проработал пять лет, а потом его потянуло назад, в Тобольск. В школе № 43 как раз освободилось место директора. Торопыгины переехали в посёлок Менделеево рядом с Тобольском.

 

Анатолий Михайлович был одним из самых уважаемых людей не только в школе, но и во всём посёлке.

 

– Такое было отношение: идёт мимо пожилой человек, непременно останавливается и раскланивается перед тобой, молодым. Потому что ты учитель, а это для него свято, – говорит Анатолий Михайлович.

 

К одной из заслуг Анатолия Торопыгина можно отнести развитие информационных технологий в школе.

 

– В 1993 году мы получили компьютеры с памятью 64 кбайта – одну строчку песни не сохранишь. Четыре года мы мучились, а потом я узнал про программу, которая позволяет увеличить память, поехал в Москву и сумел договориться с фирмой-производителем. Купил один подержанный, но хороший компьютер, остальные машины с помощью этой программы заимствовали память у него. В других школах такого не было – мы стали передовиками, – рассказывает Анатолий Торопыгин.

 

Компьютерной грамоте директор постепенно обучил всех учителей. А с 1994 по 1998 единственный среди железнодорожных школ на сети проводил аттестацию учителей на I категорию с помощью тестирования на компьютере.

 

Об Анатолии Торопыгине в школе говорят не только как о прекрасном руководителе – в первую очередь учителя ценят его за прекрасные душевные качества.

 

– Он привлекал работников с семьями на все праздники. Открытки с поздравлениями делал не только работникам школы, но и их вторым половинкам. Учителям в любой момент не жалея сил помогал, с чем бы они ни приходили. Однажды приехала с Камчатки новая учительница и, не успев выйти на работу, серьёзно заболела. Так он все усилия приложил, чтобы найти средства и отправить её в Питер, где она смогла поправить своё здоровье, – рассказывает учитель математики школы № 43 Ольга Бурмак, бывшая ученица Анатолия Торопыгина.

 

Вместе с Аллой Исааковной Анатолий Михайлович 19 лет летом вывозили детей на Детскую железную дорогу в Тюмень в свой отпуск. Он отвечал за производственную часть, она – за воспитательную.

 

Аллу Исааковну называют «хозяйкой большого дома». Она работала воспитателем пришкольного интерната и на её попечении в первые годы работы находилось более пятидесяти ребятишек. Пять дней они проводили в интернате, а на выходные уезжали домой. Каждому из них надо было заменить маму. Детей на своих и чужих она не разделяла – для неё все были родными. А в дружной семье Торопыгиных всегда было принято жить общими интересами и объединяло их искреннее участие в судьбе каждого. Такую же обстановку Алла Исааковна создала и в интернате.

 

При ней интернат был признан лучшим на Свердловской железной дороге по всем показателям – по содержанию, оформлению, успеваемости. Аллу Исааковну наградили почётной грамотой Министерства образования РФ.

 

Дочь Торопыгиных Елена о другой профессии даже и не помышляла. Росла в семье учителей, с братом в школу играли, старшая сестра была педагогом. Лена получила диплом учителя начальных классов.

 

В школе № 43 раз в неделю по четыре часа отводилось на практику на дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Обучали основательно – ещё не окончив курс практических занятий, ученики уже могли замещать некоторых работников дистанции.

 

После двух лет обучения дети получали свидетельство государственного образца о присвоении квалификации монтёра связи, телеграфиста или телефониста III разряда и после выпускных экзаменов шли работать по специальности.

 

Школе требовался учитель по технологии, в чьи обязанности входило составлять расписание практических занятий и отводить детей в цех. Нужен был человек, близкий по духу к железной дороге, не понаслышке знакомый с производственным процессом, который мог увлечь детей и по курсу практики ответить на возникающие у них вопросы. Таким человеком стала Елена Торопыгина.

 

– Когда я училась в 43-й школе, сама очень любила ходить на практику. Получила специальность телеграфиста. Кроме того, я семь раз ездила на Детскую железную дорогу в Тюмень и за это время познакомилась со всеми железнодорожными профессиями, – говорит Елена.

 

Детская железная дорога оказала серьёзное влияние и на её младшего брата Эдуарда – он ездил туда каждое лето с первого по десятый класс. На практике в школе выбрал специальность монтёра связи и получал удовольствие от работы. Так что когда настала пора определяться в жизни, сомнений не возникало – только железная дорога! Он продолжил обучение в техникуме, сейчас трудится старшим электромехаником Регионального центра связи (РЦС) на станции Тобольск. Женился тоже на железнодорожнице –
Ольга Викторовна закончила техникум связи и работает телеграфистом в РЦС на станции Тобольск.

 

Елена Торопыгина проработала учителем технологии несколько лет, пока отец не предложил ей стать заместителем директора по воспитательной работе – творческая натура, хорошо знает основы воспитательной работы и, что немаловажно, обладает способностью увлечь людей, повести за собой.

 

– Учителя до сих пор вспоминают творческие мероприятия для детей, которые проводила Лена, – говорит Ольга Бурмак.

Следующей ступенькой для Елены Анатольевны стала должность специалиста по кадрам в этой же школе.

История знакомства Елены и её мужа Александра Куренёва как будто заимствована из кинокартины.

 

– Своего будущего мужа – тогда ещё ученика – я водила на практику, – улыбается Елена.

Через несколько лет они поженились. Александр закончил филиал Тюменской строительной академии в Тобольске и пошёл работать на железную дорогу.

 

– Шесть лет назад в Тобольске строители не пользовались спросом. А железная дорога обещала работу рядом с домом и хорошую, стабильную зарплату, – рассказывает Александр.

 

Начинал с оператора дефектоскопной тележки Тобольской дистанции пути, сейчас работает мастером участка дефектоскопии. Александр – мастер на все руки: он сам сделал почти всю мебель в доме, ремонт в своей квартире и в кабинете у жены Елены.

У старшего сына Елены – Алексея – было два варианта: либо строительство, либо информационные технологии. Он выбрал Уральский государственный университет путей сообщения, поступил на специальность «Организация и технология защиты информации» и тем самым стал продолжателем династии железнодорожников.

 

Помимо Алёши, у Анатолия Михайловича и Аллы Исааковны ещё четыре внука.

 

– Если они захотят пойти на железную дорогу – мы их обязательно поддержим. Железная дорога всё время развивается, а зна-
чит, и специалисты всегда будут нужны. Главное, хорошо работать – и будешь востребован, – уверен Анатолий Михайлович.

 

справка

 

Основатель династии Анатолий Торопыгин в 1992 году награждён именными часами Министра путей сообщения РФ, а в 1994 –  значком «Отличник народного просвещения».

 

Елена Хоменко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31