25 января 2021 10:25

25 января 2021 10:25

Все требования безопасности – в одном БЛОКе

В августе на Свердловской магистрали прошли приёмочные испытания безопасного объединённого локомотивного комплекса БЛОК. Их итоги комиссия, в которую вошли представители открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и авторы проекта, подведёт в сентябре.

Единый комплекс безопасности движения поездов выполняет функции сразу трёх альтернативных устройств

 

В августе на Свердловской магистрали прошли приёмочные испытания безопасного объединённого локомотивного комплекса БЛОК. Их итоги комиссия, в которую вошли представители открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и авторы проекта, подведёт в сентябре.

 

Новинка позиционируется разработчиками (ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «НЕЙРОКОМ») как альтернативное устройство безопасности движения поездов. Оно сочетает в себе характеристики универсальной и комплексной системы обеспечения безопасности.

 

Универсальность БЛОКа заключается в том, что его можно адаптировать под любую модель локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава нового поколения. Он предназначен для применения на электровозах постоянного и переменного тока, магистральных и маневровых тепловозах, электропоездах, автомотрисах, дизель-поездах и рельсовых автобусах.

 

– Пока же опытным экземпляром системы оборудован единственный на сети локомотив, и курсирует он на полигоне нашей дороги, – отмечает начальник службы локомотивного хозяйства Анатолий Крутько. – Это электровоз 2ЭС6 эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-сортировочный.

 

Называть устройство комплексным позволяет единый цифровой интерфейс, объединяющий в себе функции ныне существующих приборов безопасности КЛУБ-У, САУТ ЦМ/485 и ТСКБМ. Кроме того, обмен информацией с микропроцессорной системой управления локомотива и универсальным локомотивным краном торможения идёт также по одной линии связи.

 

– У автономных систем безопасности есть ряд алгоритмических недочётов, которые учтены в новой разработке. Она вобрала в себя лучшее, что есть на сегодня в области приборов безопасности, – поясняет начальник сектора комплексных систем безопасности НПО «САУТ» Сергей Гришаев.

 

При этом объединённый комплекс, как показала его обкатка, гораздо удобнее и проще в эксплуатации. Например, в ходе состоявшейся 4 августа поездки по участку Екатеринбург – Косулино комиссия ОАО «Российские железные дороги» и авторов проекта убедилась, что все параметры безопасности движения можно контролировать с одного рабочего места.

 

– Многие машинисты, кстати, даже и не почувствуют разницу в управлении новым и предыдущими устройствами, поскольку их функ-
ционал полностью сохранён, – подчёркивает инженер НПО «САУТ» Евгений Гриньков. – Нет смысла озадачивать машинистов дополнительными функциями.

 

В комплексной системе уменьшается вероятность опасного отказа, который складывается из одиночных дефектов. Вместе с тем, БЛОК – максимально необслуживаемый прибор. Его микропроцессорная часть рассчитана на работу в течение 50 тысяч часов, достаточно поверки лишь периферийных исполнительных элементов. Это повышает надёжность всего комплекса.

 

Сочетание в новинке функций других приборов безопасности даёт снижение стоимости БЛОКа, по словам разработчиков, до 20 процентов. В перспективе в него войдёт ещё и система взаимодействия с локомотивом посредством цифровой связи. Это также уменьшит сумму затрат на периферийное оборудование локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.

 

справка

БЛОК действует на электровозе 2ЭС6 с бортовым номером 046 с конца мая. В июне закончились пуско-наладочные работы. С новой системой локомотив уже прошёл около 6,5 тыс. км.

 

Это более десяти поездок с поездом весом 6,5 тыс. тонн, как правило, по маршруту Екатеринбург-Сортировочный – Войновка.

 

Недавно монтаж двух комплектов БЛОКа был выполнен на тепловозе 2ТЭ25 Брянского машиностроительного завода. К концу года систему планируется поставить на пассажирский электровоз ЭП20 производства Новочеркасского электровозного завода и грузовой электровоз 2ЭС10.

 

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31