Сад с живым ограждением
Навыки работы в лесопитомнике пригодились Нине Пинаевой и на приусадебном участке
Газета «Уральская магистраль» продолжает рассказывать про дачные участки железнодорожников. На этот раз корреспондент «УМ» отправился к бывшему мастеру Егоршинского лесопитомника Свердловской дистанции защитных лесонасаждений – Нине Пинаевой. Несмотря на почтенный 85-летний возраст, Нина Николаевна не потеряла интерес к работе на своём приусадебном участке.
Дом и участок нашей героини находятся возле Егоршинского лесопитомника. Территорию окружает «живая изгородь» – огромные деревья, которые были посажены в питомнике много лет назад. На приусадебном участке Нины Пинаевой нашлось место не только грядкам и теплицам с овощными культурами, но и кустам, деревьям и цветам.
Нина Николаевна проводит экскурсию для корреспондента:
– Здесь у меня растут яблони, которые я сама привила. Здесь – груши сорта «лукашовка», а там ирга. Когда-то мы с мужем делали из фруктов и ягод различные соки, – вспоминает пенсионерка. – Я отжимала сок из груш и ирги и смешивала его. А вот для компота хорошо смешивать вишню и крыжовник, можно добавлять туда яблоки.
Есть у собеседницы свой совет и насчёт чая. Чтобы приготовить вкусный травяной чай, нужно использовать следующее сочетание: листья мяты, цветы жасмина и листья смородины.
Особое место в огороде Нины Пинаевой занимает клубника. Кроме специально отведённого места под кусты, эта ягода посажена во всех уголках участка – везде, где есть свободное место.
– Семья у меня большая, всех нужно угостить, – улыбается Нина Николаевна.
Перед домом моей собеседницы растут цветы.
– А вон между клумбами пенёк, на котором люблю посидеть – отдыхаю, молодость вспоминаю, – говорит Нина Пинаева.
…Нина Николаевна – уроженка Белоруссии. Будучи девочкой, пережила Великую Отечественную войну. После долгого восстановления документов, утерянных в годы Второй мировой, решила отправиться на курсы лесоводов в Гомель.
– Мы с семьёй жили в деревне Слобода. Я, как любая сельская жительница, любила природу, – вспоминает пенсионерка. – На курсах лесоводов отучилась за шесть месяцев. По распределению меня направили в Ленинград на полтора года. Там я работала младшим лесоводом. Мы ездили по Кировской, Новгородской и Московской областям: проектировали узкоколейные железные дороги для вывозки леса.
По возвращении на родину Нина Пинаева устроилась работать в Минскую экспедицию лесоводов. Оттуда в 1948 году молодую женщину отправили в Киевскую школу лесоводов на повышение квалификации. Окончив учебное заведение, вместе с мужем Нина Николаевна уехала в Станиславскую область.
– В той местности было много деревень и лесов, – вспоминает собеседница. – Нам предстояло привести лесоустройство в порядок: установить границы, составить карты с указанием лесных дорог.
Как только планы были составлены, семья Пинаевых вновь переехала. На этот раз – в Алма-Ату. Но и там супруги не задержались.
– Объехали весь свет, – смеётся Нина Николаевна. Довелось им поработать и в Каркалинске, и в Гомеле.
– Однажды муж предложил мне поехать к нему на его родину – на Урал. Мы поехали. В отделе путевого хозяйства управления дороги узнали, что здесь нужны специалисты по лесу, чтобы засаживать деревьями те места близ магистрали, которые продуваются ветром и заносятся снегом. Муж устроился в Егоршинский лесопитомник Свердловской дистанции защитных лесонасаждений. Я какое-то время сидела дома, воспитывала детей. Когда место освободилось, начала работать мастером лесопитомника. На участке земли в пятьдесят пять гектар садила смородину, черноплодную рябину, клён, тополь, акацию, жимолость, боярышник, кизил. Когда в Егоршинском лесопитомнике построили теплицы, меня перевели работать в них.
Знания, накопленные за годы работы в лесопитомнике, Нина Николаевна использует у себя на даче. Опыт передаёт своим дочерям Наталье и Надежде и внукам. Сама, по состоянию здоровья, на участке работает мало. Зато отлично руководит процессом.