18 января 2021 09:49

18 января 2021 09:49

Автоматический учёт на «БОРТу»

До конца года на Свердловской железной дороге планируется завершить опытную эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «БОРТ». Эта система контроля теплотехнического состояния дизеля и расхода топлива предназначена для установки на магистральных и маневровых тепловозах 2ТЭ116 и ТЭМ7.

Новая ресурсосберегающая технология снижает расход тепловозом топлива в среднем на 15 процентов

 

До конца года на Свердловской железной дороге планируется завершить опытную эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «БОРТ». Эта система контроля теплотехнического состояния дизеля и расхода топлива предназначена для установки на магистральных и маневровых тепловозах 2ТЭ116 и ТЭМ7.

 

На нашей магистрали АПК «БОРТ» активно внедряется с 2002 года. Первые комплексы получило локомотивное депо Пермь-2. В дальнейшем они были внедрены в ТЧЭ Свердловск-сортировочный, Свердловск-пассажирский, Серов-сортировочный, Егоршино, Пермь-сортировочная и Сургут. Системой были оснащены тепловозы маневрового движения серии ЧМЭ3 и ТЭМ2.

 

– А с прошлого года на дороге реализуется пилотный проект, – рассказывает начальник службы локомотивного хозяйства Анатолий Крутько. – Комплекс впервые установили на двух секциях магистральных тепловозов 2ТЭ116 и ТЭМ7. В мае этого года система была представлена межведомственной комиссии. В настоящее время комплекс находится в опытной эксплуатации.

 

По итогам этого этапа работы и будет принято решение о целесообразности распространения АПК «БОРТ» по всей сети. Предварительные выводы о его возможностях, впрочем, специалисты Дорожного топливно-энергетического центра (НТЭЦ) делают уже сейчас.

 

– За 2009 год на локомотивах маневровых серий аппаратно-программный комплекс «БОРТ» позволил сэкономить 351,7 тонны дизельного топлива, – приводит данные начальник отдела тяговой энергетики подвижного состава НТЭЦ Александр Гулин.

 

На сегодня среднегодовое сокращение расхода объёмов дизельного топлива составляет 2,2 тонны на один локомотив. Удельный расход этого ресурса на тепловозе 2ТЭ116 в июне составил 295,4 кг/100 лок. км пробега. Это ниже показателей того же периода 2009 года на 17,5 % (в сравнении с тепловозами, не оборудованными системой).

 

Благодаря датчикам «БОРТ» диагностирует дизель-генераторную установку, что позволяет оценить теплотехническое состояние тепловоза в процессе его работы. АПК также ведёт автоматический учёт расхода топлива, исключая случаи несанкционированного слива, и дублирует ряд показаний штатных бортовых систем (в том числе температуру воды контура охлаждения, давление масла после прохождения фильтра, скорость тепловоза, позицию контроллера машиниста и другие), улучшая характеристики работы дизель-генератора.

 

– Данные выводятся на индикаторное табло АПК «БОРТ» и записываются на электронные карты памяти, с них передаются на автоматизированное рабочее место в эксплуатационном локомотивном депо и на сервер АРМ БОРТ. Там информация анализируется и выдаётся в виде отчётов, – добавляет технолог НТЭЦ Дмитрий Орлов.

 

Таким образом, аппаратно-программный комплекс в автоматическом режиме формирует статистическую базу о работоспособности и эффективности использования тепловозов с достоверными сведениями о расходе топлива на тягу поездов. Причём для отдельно взятого локомотива.

 

– Это создаёт условия для разработки и внедрения системы нормирования по фактическому расходу энергоресурсов, – резюмирует начальник НТЭЦ Анатолий Козлов.

– В перспективе в оценке энергоэффективности мы будем исходить из условий эксплуатации, технического состояния и объёмов выполненной работы в видах движения каждым конкретным локомотивом.

 

справка

В первом полугодии 2010 года благодаря использованию

АПК «БОРТ» на дороге сэкономлено 220 тонн дизельного топлива на сумму 3,6 млн руб. Наибольшие показатели

экономии – в эксплуатационных локомотивных депо

Свердловск-пассажирский (53,2 тонны), Егоршино

(48 тонн), Свердловск-сортировочный (47,8 тонны), Пермь-сортировочная (44,4 тонны) и Серов-сортировочный

(41 тонна).

 

 

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31