09 мая 2021 23:05

09 мая 2021 23:05

К шпале с уважением

Выполнение технологии – основа гарантированного обеспечения безопасности движения поездов

За месяц в мастерских на станции Подволошная ремонтируют по 9 тысяч шпал

 

Чуть меньше года назад единственные на Сверд­ловской железной дороге старейшие шпалоремонтные мастерские (ШРМ) на станции Подволошная перестали существовать как отдельное железнодорожное предприятие и были присоединены к ПМС­-15. В одной из командировок корреспондент «УМ» отправился в цеха, чтобы узнать о технологии починки деревянных шпал.

 

В сопровождении опытного мастера Елены Быковой мы проследили весь восстановительный путь, который проходят шпалы, поступающие сюда из разных регионов обслуживания.

 

Ремонтный конвейер

…Четверг, разгар рабочего дня. Елена Александровна в очередной раз обходит цех с проверкой. На её плечах лежит контроль не только за соблюдением технологии, но и техники безопасности: на всех работниках непременно должны быть надеты каски.

Вагон со шпалой находится на выгрузке, рабочие оперативно сортируют вновь прибывшее «дерево».

 

– Поступает оно к нам преимущественно со станций базирования ПМС – Пермь, Баранчинс­кая, Серов, Сургут, Талица и Ферма, – говорит Елена Александровна.

 

Некоторые шпалы возможно отремонтировать, но есть и те, что уже не подлежат ремонту. Примерно 30 процентов шпал отбраковывается – для дальнейшей эксплуатации они непригодны. Причин тому много. Например, негодной считается та шпала, у которой разработка костыльных отверстий больше 40 миллиметров. Также непригодно «дерево» с признаками гниения или с трещинами. Такие шпалы заканчивают свой путь на хозяйственном дворе ШРМ.

 

В следующую мастерскую отправляются лишь те «деревяшки», которые ещё можно восстановить для дальнейшей работы. Несмотря на то, что в этом цехе ведётся серьёзная работа с применением физической силы, здесь трудятся преимущественно женщины. На смене – Светлана Савиных. Её главное орудие – огромный молоток. С помощью инструмента в костыльное отверстие она забивает деревянные пробки. Важно, чтобы они закрепились в шпале, а не провалились внутрь.

 

После того, как все отверстия заполнены пробками, шпала по конвейеру поступает на шпалозарубочный станок. Здесь под руководством станочницы Лидии Медведевой с помощью станка на шпале появляются зарубки.

 

– Следующая остановка поточной линии – шпалопропитывающее отделение. Здесь на зарубки наносится специальное вещество – креозот, – рассказывает Елена Быкова. – Дерево пропитывают фенолом, чтобы защитить от гнили и механических повреждений.

 

Работа с пропиткой – довольно опасная и требует соблюдения техники безопасности. Нужно надевать очки и респиратор. Особенно тяжело приходится рабочим в жаркую погоду.

 

– Чтобы защитить кожу, пользуемся специальным кремом, – говорит мастер.

 

Когда-то в цехе было два шпалообвязывающих станка. По словам Елены Александровны, перед транспортировкой торцы отремонтированных шпал закрепляли проволокой. Сейчас шпалы стягивают с помощью торцевого закрепителя.

 

Самые терпеливые

Шпала, прошедшая все стадии ремонта, отправляется в руки стропальщиков и на погрузку. Свысока – в прямом смысле этого слова – на шпалоремонтные мастерские глядят крановщики. Крановщиком башенного крана работает Валентина Исламова. Ещё двое работников трудятся на козловых кранах.

 

Стропальщик Иван Сухоруков – один из самых опытных сотрудников, работает в мастерской уже одиннадцатый год. Занимается погрузкой и выгрузкой шпал, маневровыми работами. Крановщик Виктор Юксеев в цехе тоже на хорошем счету.

 

– Не нарушает технику безопасности, соблюдает режим рабочего дня, – говорит про своего подчинённого Елена Быкова.

За месяц в мастерских ремонтируют 9 – 10 тысяч шпал. Рабочий день продуктивен: к концу трудовой смены готовы к отправке 4 – 5 вагонов (по 400 шпал в каждом).

 

Коллектив мастерских – всего 21 человек. Самому молодому в штате – 32 года, много сотрудников пенсионного возраста.

 

– Труд у нас тяжёлый, требует физической силы, терпения, – говорит станочница Лидия Медведева. – Помню, по молодости мне приходилось непросто. Сейчас привыкла.

 

…После тяжёлого трудового дня станочница Лидия Михайловна прев­ращается в садовода-любителя. А в октябре, когда уборочная страда позади, у неё появляется ещё одна забота: пора придумывать сценарий для празднования Нового года.

 

«Главная затейница» – так про Лидию Михайловну говорят в коллективе. Она и костюмы для всех разработает, и роли раздаст, и номера поставит. Поддержку находит не только среди женщин. Коллеги-мужчины во время торжеств не стесняются примерить на себя роли султанов или белых лебедей.

 

Мастер Елена Быкова такой творческий подход только одобряет.

 

– Сама я работаю в ШРМ уже одиннадцатый год, – вспоминает собеседница. – Стала преемницей своего папы – Александра Андреевича Демидова. Начальником шпалоремонтных мастерских он проработал 20 лет. Стараюсь соответствовать преж­нему руководителю. Работа у меня динамичная, на месте не сижу. Знаю судьбу каждого сотрудника, пытаюсь поддер­живать добрым словом. С людьми нужно больше разговаривать.

 

Кроме обеденного перерыва, у рабочих ШРМ есть дополнительные минуты отдыха. В это время женщины играют в шашки, а мужчины разгадывают кроссворды.

 

Главный принцип работы

с подчинёнными – говорить им добрые слова

 

мастер шпалоремонтных мастерских Елена Быкова

 

КСТАТИ

При шпалоремонтных мастерских работают лесопильный цех и цех железобетонных изделий. Из непригодных к эксплуатации шпал изготавливают пробки. А в цехе ЖБИ – фундаментные блоки, водоотводные лотки и пикетные столбики.

 

 

 

прямая речь

Ольга Семьянинова,

начальник сектора регулирования материальных

запасов службы пути Свердловской железной дороги:

 

Потребность Свердловской магистрали в отремонтированной шпале очень большая. Так, для завершения летне-путевых работ в августе и сентябре потребность шпал по заявкам дистанций пути – 85 полувагонов, или 34 тысячи шпал. Из них 15 полувагонов необходимо направить в Пермский регион, 16 – в Свердловский, 5 – в Тюменский, 35 - в Нижнетагильский и 2 – в Сургутский.

 

Сергей Попов,

начальник участка производства ПМС-15:

 

Шпалоремонтные мастерские работают согласно заявкам, которые предоставляет служба пути. Пока на Свердловской железной дороге лежат деревянные шпалы, будут существовать и шпалоремонтные мастерские.
На сегодняшний день лишь пятьдесят процентов пути переведено на железобетонные шпалы, поэтому востребованность шпалоремонтных мастерских

очевидна.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31