20 января 2021 15:41

20 января 2021 15:41

Гул и мощь Транссиба

Вот уже 125 лет мимо города Богдановича тянется Великий Сибирский путь. Строительство железной дороги, связавшей Екатеринбург с Тюменью, совершило большой прорыв в развитии транспорта страны. В преддверии юбилея ветки представители средств массовой информации отправились в пресс-тур по исторической магистрали. В их числе был и корреспондент «УМ».

На станции Богданович сохранились здания, возведённые для железнодорожников и их семей в 1885 году

 

Вот уже 125 лет мимо города Богдановича тянется Великий Сибирский путь. Строительство железной дороги, связавшей Екатеринбург с Тюменью, совершило большой прорыв в развитии транспорта страны. В преддверии юбилея ветки представители средств массовой информации отправились в пресс-тур по исторической магистрали. В их числе был и корреспондент «УМ».

 

Сохраняя деревянные кружева…

После двухчасового пути из Екатеринбурга поезд оказывается на станции Богданович. Выйдя из вагона и оглядевшись, словно начинаешь вдыхать историю. При этом на миниатюрный, уютный вокзал время всё-таки наложило свой отпечаток.

 

– У здания две части – деревянная и каменная, – начинает экскурсию начальник вокзала на станции Богданович Татьяна Кулябина (на снимке вверху). – Деревянная построена в 1885 году при возведении ветки Екатеринбург – Тюмень. Каменную возвели уже в 1914-м. К сожалению, сохранять деревянные кружева и старинные орнаменты становится всё сложнее. В 1999 году во время ремонта деревянную половину вокзала пришлось закрыть современными материалами.

 

…Под ногами гудит платформа. Поезда один за другим снуют по стальным нитям станции.
Из-за грохота грузовых составов начальник вокзала то и дело прерывает свой рассказ.

 

– Если раньше в Богдановиче было всего семь путей и за сутки через станцию проходило четыре поезда (два грузовых и два пассажирских), то сейчас путей 18. На станции останавливаются 24 скорых поезда, 19 пассажирских, 4 скоростных электропоезда, 14 электропоездов и 4 почтово-багажных. Также по ветке каждый день проходит по 35 пар грузовых поездов, – говорит проф­группорг вокзала Галина Губернатчук.

 

Время внесло коррективы и в название: из Оверино посёлок переименовали в Богданович. Потом близ станции вырос город с тем же названием. И это не случайно. Полковник Министерства внутренних дел Евгений Богданович был первым, кто поднял вопрос о строительстве железной дороги на Тюмень, мечтая соединить центральные регионы России с Китаем.

Более 40 лет тянулась полемика – стоит ли затевать строительство и по какому плану это делать. К 1875 году план Евгения Богдановича был готов. Правда, потом он отошёл от дел. Место инициатора строительства «железки» занял тюменский купец Поклевский-Козелл.

 

Ирбитские купцы выдвигали свой вариант будущего маршрута – от Нижнего Тагила на Ирбит и далее на Тюмень. Екатеринбургские мукомольные и хлебные торговцы тянули одеяло на себя: дорога должна быть проложена через Тавду на Тюмень или на Тобольск. Оппонентам Богдановича был дан конкретный ответ: «Направление Сибирской дороги – историческое. Этим путём шли первые колонисты в Сибирь, путь им тогда приходилось прокладывать по дремучим лесам. Дорогу эту создал народ русский. По ней он селился, вот почему этот путь обозначился на карте полосою сплошного поселения. По этому направлению идёт почтовый тракт Сибирский. Спрашивается, с какой стати строить дороги там, где не привыкли возить товары?»

 

Сердце станции

В 1883 году началась большая стройка Транссибирской магистрали. Линию разделили на пять строительных участков. На протяжении дороги укладывались рельсы прокатки 1884 года, изготовленные на Нижнесалдинском заводе Демидова.

 

– До сих пор на станции Богданович стоят здания времён основания станции, – рассказывает Татьяна Кулябина. – В двух деревянных домах, возведённых в 1885 году для железнодорожников и их семей, до сих пор живут люди.

Водонапорная башня 1886 года постройки возвышается над станцией подобно грозному надсмотрщику. Чуть поодаль – белое здание бывшей бани.

 

– Во время Великой Отечественной войны на нашу станцию прибывали эшелоны с эвакуированными. В вокзальном буфете этих людей кормили, а в бане – мыли. Местные жители приносили к поезду чистые вещи, а грязные забирали домой на стирку, – говорит заведующая узловым клубом ветеранов Валентина Туринцева.

История живёт и в мемориальных досках, которые сохранились на фасаде здания вокзала. Они установлены в память о Евгении Богдановиче и героях Советского Союза – Кузьме Пургине и Григории Кунавине.

 

…Старейшая династия бригадира пути Трофима Турыгина ведёт своё начало с 1903 года. Он – один из первых работников, осваивавших железнодорожное дело на станции Богданович. В дистанции пути сейчас работает его потомок Александр Янсон. Генеалогическое древо этого рода зафиксировано в альбоме династий железнодорожников, который был создан пять лет назад, к 120-летию ветки Екатеринбург – Тюмень.

Роберт Афанасьевич Богомолов – тоже потомственный железнодорожник. На дороге трудились оба его деда, мама, дяди и брат. Бывший помощник машиниста с удовольствием сравнивает «век нынешний и век минувший»:

 

– Мне довелось водить и паровозы, и тепловозы, и электровозы. Во времена моей молодости разворот локомотива занимал много времени. На путь могло уходить два часа, а на разворот – от трёх до четырёх. Для него был специальный поворотный круг. Справиться с этой задачей было не под силу одному человеку – приходилось вызывать по несколько сильных мужчин.

 

…Сигнальный флажок, фонарь, образец демидовских рельсов и старый сундук путейца, переданный в музей учительницей местной школы. Станции Богданович в краеведческом музее города отведено особое место. Не случайно: железная дорога, построенная-таки через Богданович, позволила городу занять своё особое место на огромном пути, имя которому – Транссибирская магистраль.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31