25 января 2021 00:27

25 января 2021 00:27

Вековая история демидовского пути

Строительство и развитие российской железнодорожной сети неразрывно связано с ростом производства, начавшимся в 1701 году с основания Никитой Демидовым города-завода Невьянска. Это был первый шаг известной династии, направленный на индустриальное освоение территорий Уральского хребта.

Столетний юбилей в этом году отметила станция Нижняя Салда

 

Строительство и развитие российской железнодорожной сети неразрывно связано с ростом производства, начавшимся в 1701 году с основания Никитой Демидовым города-завода Невьянска. Это был первый шаг известной династии, направленный на индустриальное освоение территорий Уральского хребта.

 

Поселение на восточном склоне Среднего Урала появилось в 1760 году, после завершения строительства железоделательного завода на реке Салда, принадлежащего Никите Демидову. Жители завод­ского поселка – переселенцы, привезённые на Урал из Нижегородской, Казанской, Архангельской губерний – владели различными ремёслами. Для самых распространённых здесь ремёсел служили природные материалы – лыко, береста. К слову, географическое название Салда – производное от мансийского «салт, салта», что означает «лыко, мочало».

 

Панорамный вид небольшого городка Нижняя Салда открывается недалеко от церкви имени Александра Невского. Отсюда хорошо просматриваются низкорослые жилые постройки. Среди них возвышаются некогда мощнейшие на Урале доменный и мартеновский цеха Нижнесалдинского завода, закрывшиеся в 70-е годы прошлого века. С 1858 года на предприятии наладили производство стальных рельсов. И первые железные дороги России сооружались именно из рельсов Нижней Салды.

 

Первая железнодорож­ная ветка, которая вплотную подходила к производственному комплексу, появилась в 1898 году. В 1905-м управление завода заложило железную дорогу казне, а в 1909 году продало её правительству. Через год началось строительство пути до Алапаевска, тогда же в поселении Нижняя Салда появилась железнодорожная станция.

Её современный вид стёр черты былых времён. Здание станции капитально отремонтировали: обшили сайдингом и металлочерепицей, крыльцо вокзала выложили деревянной плиткой. По признанию рабочих, занимавшихся облицовкой, их очень удивила крепость деревянных перекрытий сооружения и его фундамента. Хотя, по словам старожилов, самая первая станция демидовских времён была сожжена в годы Гражданской войны, а затем построена вновь. Помнит станция и дыхание другой войны – Великой Отечественной. Отсюда провожали на фронт мобилизованных из Нижней и Верхней Салды…

 

Сегодня станция живёт размеренной жизнью. Ежесуточно здесь проходит десять пар поездов, включая две пары электричек. Десять лет назад транспортный поток был в пять раз больше. Несмотря на малоинтенсивное движение, станция Нижняя Салда сохраняет статус грузовой благодаря поставкам по всей России и ближнему зарубежью рельсовых скреплений.

 

Уменьшение грузового и пассажирского потока сказалось и на штате сотрудников. После реорганизации он сокращён до 14 человек. Судьба каждого из них тесно переплетена с железной дорогой. Многие представляют железнодорожные династии. К примеру, за плечами начальника станции Нижняя Салда Любови Бортновой уже 32 года работы на магистрали. Во многом на этот выбор повлиял её отец, который отдал профессии машиниста 36 лет.

 

– Первое время я работала оператором на станции Верхняя Салда. Помню, дежурная там была очень грамотная и боевая. Я смотрела, как она работает, и хотела научиться точно так же. А когда освоила эту специальность, то ничуть не разочаровалась. Она мне очень нравилась своей динамичностью, – рассказывает Любовь Валентиновна.

У дежурной стрелочного поста Галины Сабуровой тоже солидный железнодорожный стаж. Четверть века она заведует стрелками ручного перевода, которые всё реже и реже можно встретить на магистрали.

 

Судьбы приёмосдатчиков груза и багажа Эльвиры Тимрук и Ольги Рыбаковой отчасти перекликаются. Многие из их родственников – железнодорожники, что и стало определяющим звеном в профессиональном выборе женщин.

 

Коллектив с пониманием относится к начинаниям руководителя.

 

– Начальник станции у нас пробивной: ремонт идёт, мебель обновляется, – говорит Ольга Рыбакова.

 

Любовь Бортнова нашла время для сбора материалов в юбилейный альбом. В нём пока разномастной мозаикой разложены документальные свидетельства вековой истории станции Нижняя Салда…

 

 

Валерия Сомова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31