26 января 2021 15:07

26 января 2021 15:07

Где дороги, там и развитие

Северный широтный ход сформирует единый транспортный коридор между Азией и Европой<br />

Последнюю неделю сентября ознаменовало начало возведения моста через реку Надым – первого звена новой железно­дорожной магистрали «Северный широтный ход». Сооружение объекта началось в рамках национального мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Его ключевой задачей называется строительство транспортной инфраструктуры.

 

Предусмотренное проектом освоение геостратегически важных территорий Урала и Западной Сибири повысит конкурентоспособность базовых отраслей промышленности. Однако развитие возможно лишь там, где есть дороги, – расширение транспортной сети напрямую влияет на темпы экономического роста. Эти постулаты уже проверены временем.

 

Магистраль вместо «зимника»

Транспортная инфраструктура в местах разработок месторождений развита слабо. Это увеличивает стоимость и сроки доставки грузов и, как следствие, препятствует росту экономики северных территорий. Главной задачей на период до 2015 года становится формирование железнодорожного Северного широтного хода.

– Мы были пионерами освоения углеводородных месторождений Ямала. Но отсутствие транспортной инфраструктуры затрудняло сооружение объектов. Доставка грузов превышала год, потери в этом процессе достигали тридцати процентов, – отметил начальник Управления транспорта Департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» Виктор Рахманько.

На первом этапе проекта будет построена линия Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Далее, в ходе второго этапа, намечено возведение участка Полуночная – Обская. Северный широтный ход протяжённостью 707 км непосредственно охватит районы месторождений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Одна из задач проекта – формирование единого транспортного коридора по направлению Азия – Европа. Проект обеспечит дополнительные мощности железным дорогам, разгрузит Транссиб, упорядочит грузопотоки и повысит эффективность перевозок, – уверен генеральный директор ОАО «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт.

Северный широтный ход будет состыкован с Северным морским путём через уже проектируемый универсальный порт Сабетта на Ямале. Строительство магистрали необходимо для населения полуострова. Сейчас сообщение между, например, Салехардом и Надымом возможно лишь по «зимнику» или на вертолёте.

– Из-за трудностей доставки стоимость товаров народного потребления, в том числе продуктов питания и медикаментов, на Ямале на треть выше, чем в европейской части России. Местные жители называют будущую магистраль «дорогой жизни», – заметил генеральный директор корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» Александр Белецкий.

 

Грузы пойдут по мосту

Важнейшим объектом в этом свете представляется мостовой переход через реку Надым, возведение которого началось 28 сентября. Его основная технологическая особенность – размещение массивных пролётных строений под железнодорожную и автодорожную нагрузку на одной опоре. Монтаж их, между тем, отличается кардинально.

– Объём инвестиций в строительство уникального моста через реку Надым в рамках проекта Северного широтного хода составит 13,950 миллиарда рублей, причём 1,5 миллиарда будет освоено уже в текущем году, – рассказал полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Евгений Куйвашев.

На строительстве мостового перехода через реку Надым будет задействовано не менее 1200 человек. Завершить его сооружение планируется в 2014 году. В перспективе мост соединит промышленный Юг и сырьевой Север округа, а также Обской транспортный узел, и фактически свяжет Европу с Полярным Уралом.

– Основные грузы, которые будут перевозиться по мосту, – это полезные ископаемые, добыча которых ведётся вблизи строящейся железно­дорожной линии.
Прогнозируется, что объёмы перевозок нефтепродуктов и газового конденсата к 2025 году возрастут до 20 миллионов тонн, – сообщил губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.

 

Подходы… к северному ходу

Развитие должны получить не только участки, которые включены в проект, но и подходы к ним. Речь, в частности, идёт о направлении Тобольск – Сургут, где ситуация с грузоперевозками, похоже, достигла пика напряжённости. В связи с ростом добычи нефти, газа и конденсата объёмы грузов, предъявляемых к перевозке, значительно превысили пропускные способности.

– Компании, регионам и другим заинтересованным сторонам ещё предстоит решить серьёзные инфраструктурные задачи для того, чтобы промышленные планы всего Урала не были сорваны, – обозначил проблему заместитель начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников.

Вопрос радикального улучшения провозной способности участка Тобольск – Сургут, который на значительном протяжении остаётся однопутным, остро встал в 2004 году, когда увеличились масштабы разработки приполярных и полярных нефтегазоносных провинций. Тогда же началась поэтапная укладка сплошного второго пути на линии Тюмень – Тобольск – Сургут.

– Однако Компании не хватает собственных средств, чтобы закрыть вопросы развития инфраструктуры на этом участке. Нам необходима государственная поддержка, и мы рассматриваем возможность привлечения дополнительных источников финансирования для строительства вторых путей, – подчеркнул начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов.

Дополнительные объёмы перевозок до 2020 года, по оценкам специалистов Института экономики и развития транспорта, здесь составят 15 млн тонн в год. И проект Северного широтного хода, реализация которого теперь вошла в практическое русло, нужно рассматривать только в увязке с комплексным развитием инфраструктуры прилегающих участков железных дорог.

 

справка

Основная часть опор моста через Надым расположена в русловой части реки. Поэтому работы будут вестись в летний период с воды, в них планируется задействовать флот. Зимой с барж, вмороженных в лёд, будет сделан подъезд к опорам по ледовой переправе. Из-за этого в весенний период неизбежно возникнет проблема освобождения этих барж из ледового плена и пропуска ледохода. Возможно, к процессу будут привлечены взрывники.

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31