19 января 2021 08:42

19 января 2021 08:42

Роль мегапроектов в истории

Любой инновационно привлекательный мегапроект в России сталкивается с потоком сверхконсервативности<br />
Заметной тенденцией последних лет стало продвижение государственных приоритетов через реализацию мегапроектов. Примерами могут служить высокоскоростные магистрали, Олимпийские игры – 2014, чемпионат мира по футболу – 2018. Ускорит ли это развитие инновационного рынка страны?<br />
<br />
Тема вызвала дискуссию среди участников одного из главных событий лета – Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге.<br />
<br />
Проекты наши, <br />
инновации – <br />
зарубежные?<br />
По мнению первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимира Владимирова, в стране нет мегапроектов, через которые внедрялись бы действительно новые, неопробованные технологии. Слишком часто, считает он, под этим соусом подаётся то, что связано с инновациями косвенно.<br />
– Или же инновации есть, но иностранного происхождения. Мы рискуем получить зарубежные технологии, которые у нас в лучшем случае пойдут на «обёрточное» производство, – озвучил общее мнение участников дискуссии её ведущий Альберт Еганян.<br />
По его словам, если через российский мегапроект ведётся модернизация, то она не находит продолжения в локализации производства, что принципиально важно. Интел-<br />
лектуальная начинка, ноу-хау так и остаются заимствованными элементами, потому не могут считаться отечественными инновационными продуктами.<br />
– Постепенно нарастающая локализация – один из обязательных и действенных принципов реализации любого мегапроекта с участием зарубежных инвесторов, – поддержал это утверждение губернатор Свердловской области Александр Мишарин.<br />
Вместе с тем глава региона поспорил с тезисом о сугубо иностранной природе инноваций мегапроектов, поставив в пример сотрудничество «Группы Синара» и «Сименс» по выпуску электропоездов «Ласточка». В начале 2013 года, когда будет открыто производство, уровень локализации составит 20 %, а через три года – уже 80 %.<br />
<br />
Возможности <br />
широкие, <br />
реалии – суровые?<br />
Сторонники мегапроектов считают, что их осуществление на базе инноваций затрудняют сверхконсервативные потоки, которые охватывают широкий круг позиций. Особенно резкое неприятие проявляют бизнес-круги и чиновники. Любопытно, что проблему эту участники дискуссии отнесли к разряду скорее философских.<br />
– Для внедрения инноваций нужна современная нормативная база. Чиновники должны понять, что от их оперативности в этом вопросе зависит благополучие страны, – заявил полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко.<br />
Явное несоответствие российских стандартов, регламентов и технических норм требованиям времени подтвердил и директор направления комплексных транспортных решений «Сименс» доктор Рольф Эпштайн. Он убеждён, что нормативная база страны отстала от её инновационных возможностей, которые могли бы уже <br />
сегодня приносить дивиденды.<br />
– Инновационная экономика зачастую выведена в «серую» зону. Невозможно добиваться качественных результатов в строительных и других проектах, внедрять новые технологии, не нарушая действующее законодательство, – подтвердил ведущий пленарных <br />
заседаний форума Ермолай Солженицын.<br />
Обстановку в инновационной экономике России стороны назвали «сложной, но не критичной». По их мнению, такие меры, как техрегулирование, наведение порядка в строительных и других проектах вряд ли улучшат ситуацию в целом. И всё же они помогут развить инновационное спонсорство и преодолеть волну сверхконсервативности.<br />
<br />
ПРЯМАЯ РЕЧЬ<br />
<br />
Александр Мишарин, <br />
губернатор Свердловской области:<br />
<br />
В таком крупном государстве, как Россия, спрос на инновации формируют именно мегапроекты. Так, развитие железнодорожной инфраструктуры под Олимпиаду в Сочи позволило возродить системную технологию строительства тоннелей в горах Кавказа.<br />
<br />
Денис Муратов, <br />
генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»:<br />
<br />
Да, мегапроекты дорогие. Стоимость одного километра высокоскоростной магистрали может достигать шести миллионов евро. Но прибыль от неё будет поступать в регионы десятки лет. Именно такого социально-экономического эффекта мы и добиваемся.<br />
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31