27 января 2021 03:05

27 января 2021 03:05

Александр Павлов: Масштабная реконструкция полностью себя оправдает

Ключевое звено Транссиба – станция Екатеринбург-Сортировочный – требует инфраструктурного укрепления<br />
Реконструкция станции Екатеринбург-Сортировочный – один из приоритетных проектов инвестиционной программы Свердловской магистрали. В этом году в рамках первой очереди масштабных работ идёт модернизация чётной сортировочной системы и техническое перевооружение нечётной. Подробнее о стратегически важном для сети проекте рассказал начальник станции Екатеринбург-Сортировочный Александр Павлов:<br />
<br />
– Судя по отчётам и аналитическим материалам, вагонооборот у нас самый крупный в России и один из самых крупных в Европе. На сети по этому показателю с нами конкурирует только станция Инская Западно-Сибирской дороги. Другое дело, что по обновлению инфраструктуры, по оснащённости новейшими техническими устройствами мы сильно отстаём. А что такое сортировочная станция? Именно здесь стыкуются все основные хозяйства: пути, автоматики и телемеханики, электрификации, связи. Вагонники и локомотивщики ориентируются на объёмы сортировочной работы, подводят под них соответствующие технологии, комплектуют штат. Поэтому можно говорить о комплексной модернизации инфраструктуры.<br />
<br />
– Какие из задач этого комплексного проекта можно отнести к разряду первоочередных?<br />
– Внедрение автоматизированных систем управления сортировочным процессом и современных информационных технологий, в том числе для идентификации подвижного состава. Возьмём для примера сортировочные станции Инская, Входная, Московка Западно-Сибирской дороги, Бекасово Московской, Орехово Октябрьской – там все процессы автоматизированы. У нас же только на нечётной сортировочной горке работают шесть операторов в смену. Плюс шесть-семь регулировщиков скорости движения поездов и три оператора на чётной горке.<br />
В этом году станция Челябинск-Главный подверглась реконструкции. По вагонообороту и расформированию вагонов она теперь не уступает ни нам, ни Инской, ни станциям Бекасово и Орехово. К чему я веду? Если мы хоть немного затянем с инфраструктурным развитием, а другие сортировочные станции уйдут в отрыв, то станем сдерживающим звеном <br />
Транссиба.<br />
Увеличение вагонооборота к прошлому году у нас равно пяти процентам. В отдельные сутки вагонооборот достигал 26 тысяч. К 2015 году, по прогнозам, перерабатывающая способность сортировочных горок должна составлять не менее 11 тыс. вагонов в сутки. В настоящее время она не превышает 8,5 тысячи. Нормальной считается работа сортировочной горки с загрузкой 85 процентов мощностей. Сейчас мощности чётной горки используются на сто процентов, нечётной – на 90 процентов.<br />
<br />
– Это не единственные «узкие места» в инфраструктуре станции?<br />
– Наша головная боль – пассажирский ход.<br />
Движение по нему тесно связано с работой чётного парка прибытия и нечётного парка отправления. Южный пассажирский парк надо относить, проще говоря, расширять территорию станции. В сторону города сделать это невозможно из-за плотной застройки, поэтому южный парк выносится в направлении Верх-Исетского пруда. И в чётном парке прибытия будет не 12 путей, как сейчас, а 17. Естественно, планируется удлинение путей, реконструкция чётной сортировочной горки, наложение автоматизации. Новый пост электрической централизации чётной системы уже построен и ждёт ввода в эксплуатацию.<br />
<br />
– Какие из мероприятий, запланированных проектом реконструкции, уже реализуются?<br />
– В этом году стартовал первый этап реконструкции чётной системы. Идут те самые работы по выносу путей южного пассажирского парка. Это база для следующего этапа реконструкции – чётного парка прибытия, где лишь четыре пути вмещают 71 условный вагон, и переустройства чётной сортировочной горки.<br />
Параллельно выполняются проектные работы по автоматизации нечётной сортировочной горки. До конца этого года планируется замена устаревших вагонных замедлителей на третьей тормозной позиции нечётной горки, выправка шести путей сортировочного парка. Если сейчас мы по двум путям составы надвигаем на горку и разбираем их по очереди, то автоматизация позволит расформировывать два состава одновременно.<br />
<br />
– Именно со станции Екатеринбург-Сортировочный в опытную поездку недавно отправлялся состав весом 9 тыс. тонн с электровозом 2ЭС10 «Гранит» в трёхсекционном исполнении, а ещё раньше – семитысячник с локомотивом 2ЭС6 «Синара». Как планы реконструкции увязаны с развитием на магистрали движения тяжеловесных и длинносоставных поездов?<br />
– Взаимосвязь между этими проектами – прямая. Только в чётном парке отправления есть путь длиной более ста вагонов. А в чётный парк прибытия длинносоставные поезда сейчас завести просто невозможно, потому что у нас лишь один путь длиной 80 условных вагонов. Чем длиннее пути, тем больше длина и вес поезда. Улучшится поездная обстановка на прилегающих участках, повысится участковая скорость. Сейчас поезда простаивают на подходах к станции из-за неприёма.<br />
В нечётной системе обстановка тоже сложная. Путей вместимостью сто вагонов нет. Когда мы работаем с длинносоставным поездом, то формируем его на двух путях, а потом объединяем. Либо формируем так, что состав перекрывает горловину парка формирования. В любом случае есть потери в эксплуатационной работе. Все эти нюансы учтены в планах реконструкции.<br />
– Александр Иванович, помимо уже реализуемых планов реконструкции есть ведь ещё и вариант переноса станции за пределы Екатеринбурга, в Седельниково. Теоретические выкладки этого проекта неоднократно озвучивались при обсуждении концепции развития Екатеринбургского узла. Как вы относитесь к этой идее?<br />
– С одной стороны, очень ревностно, потому что давно работаю на станции Екатеринбург-Сортировочный. С другой стороны, рациональное зерно в этом есть. Те же станции Бекасово, Красноярск-сортировочный вынесены за черту города. В Седельниково есть свободные площади, там под реконструкцию пункта технического обслуживания локомотивов всесторонне развивается инфраструктура. Есть и третья сторона – материальная. Вряд ли затраты на такой масштабный проект со строительством новой станции окупятся, или же они окупятся нескоро. Реконструкция, которая в среднем проводится каждые <br />
10–12 лет, обойдётся дешевле и, как показывает практика, даст положительный эффект.<br />
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31