25 января 2021 03:33

25 января 2021 03:33

От неопытности до потери бдительности

Информацию о случаях производственного травматизма нужно подавать доступной форме<br />
С увеличением объёмов перевозок повышается напряжённость труда, из-за чего могут участиться случаи производственного травматизма. Это заставляет пересмотреть устоявшиеся взгляды на подготовку и обучение представителей ряда профессий, считает ведущий психолог Свердловской дирекции управления движением Наталья Филипович:<br />
<br />
– Анализ производственного травматизма в Центральной дирекции управления движением за прошлый год показал: в 71 проценте случаев фигурировали нарушения. Чаще всего их допускали составители поездов, приёмосдатчики груза и багажа, регулировщики скорости движения вагонов, дежурные по станции, сигналисты. А кто чаще нарушал, тот чаще и травмировался – 57 процентов случаев пришлось на эти профессии. Менее пяти лет работали по профессии 72 процента травмированных, свыше 15 лет – 13 процентов. Это психологическая закономерность: «малостажированные» ошибаются по неопытности, «стажированные» – потому что утрачивают бдительность.<br />
<br />
– Какие шаги нужно сделать, чтобы избежать таких крайностей?<br />
– Для ряда профессий уместен проф¬отбор с учётом психологических качеств человека. Уже ведётся отработка таких методик для маневровых диспетчеров, дежурных и операторов сортировочной горки, регулировщиков скорости движения вагонов, составителей поездов, сигналистов, дежурных по парку. Но возникает проблема – уже на этапе профотбора появятся люди, «негодные» к профессии. Юридического решения проблемы в законодательстве нет. Нужно учитывать это ещё при формировании подходов к профотбору.<br />
<br />
– Можно ли снизить вероятность травмирования <br />
работника, входящего в «группу риска», через его подготовку?<br />
– Повышение качества подготовки работников, в том числе через техническую учёбу, – один из приоритетов. Но давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Большая часть времени на техучёбе уделяется отработке документов по безопасности движения и разбору случаев травматизма. Руководитель рассказывает, работники слушают. Такая форма подачи информации зачастую неинтересна аудитории. Это подтвердило и проведённое Дорожным центром профессионального отбора кадров анкетирование диспетчеров.<br />
Лишь 15 процентов респондентов устраивает существующая форма подачи материала, около трети опрошенных сомневается в её эффективности, почти половина называет неэффективной. Диспетчеры хотят не только получать профессиональные знания, но и совершенствовать управленческие навыки, развивать личностные качества. Логично, что самыми эффективными формами техучёбы респонденты считают деловые игры, лекции, тренинги и дистанционное обучение.<br />
<br />
– Свердловская дирекция управления движением нашла применение этой информации?<br />
– Да, в прошлом году и в начале этого года уже провели однодневные тренинги для начальников станций. Кстати, сейчас продумываем варианты увеличения их продолжительности. В конце прошлого года впервые организовали тренинги для регулировщиков скорости движения вагонов. В этой работе мы используем базу Дорожного центра профотбора кадров. Деловая игра, тренинги позволяют давать информацию в доступной, интересной форме.<br />
Есть и другие предложения. Психологи могли бы участвовать в семинарах по охране труда, читать лекции на техучёбе, проводить специальные занятия. Это потребует основательных перемен в сознании преподавателей, руководителей, ревизоров, инженеров по охране труда, кадровиков, самих обучающихся, да и психологов. Но сегодня, когда «человеческий фактор» является основным в проблеме травматизма, психологическая подготовка лишней не будет.<br />
Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31