16 января 2021 05:41

16 января 2021 05:41

На Свердловской – поезд будущего

В нём готовят к запуску ракеты, обучают вождению поездов и предлагают полетать на самолёте<br />
Местом дислокации передвижного выставочно-лекционного комплек¬са ОАО «РЖД» на два дня стал двадцать первый путь станции Ека¬теринбург-Товарный. На экскурсию в поезд инноваций отправился и корреспондент «УМ».<br />
<br />
От истории <br />
к современности<br />
– Как в вагон может поместиться целая выставка? Наверное, там тесно, – скептично говорит одна из посетительниц. Но как только открываются двери первого вагона комплекса, сомнения рассеиваются.<br />
Все, кто попадает в поезд впервые, спешат поздороваться с мужчиной в чёрной форме. Но это всего лишь хорошо сделанный музейный экспонат, вполне реалистично исполняющий роль начальника станции конца XIX века.<br />
Проводник Александр Труфанов демонстрирует модель самого первого скоростного поезда. Паровоз П36 выпускался в 1950-е годы на Коломенском паровозостроительном заводе и обслуживал скоростные поезда «Красная стрела» и «Россия». Но посетителям любопытней другие модели – <br />
высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и «Аллегро», а также электропоезда двойного питания «Ласточка». Именно с помощью «Ласточки» в 2014 году планируют доставлять гостей Олимпиады в Сочи. В будущем же «Ласточки» заменят все электропоезда пригородного сообщения.<br />
Подвижному составу посвящён второй вагон выставочно-лекци¬онного комплекса: здесь газотурбовоз, грузовой вагон для перевозки угля, вагон-термос, тепловозы и даже двухэтажные пассажирские вагоны.<br />
– Крытый вагон с подвижными стенками напоминает шкаф-купе, – говорит лектор Никита Иванов. – Этот инновационный вагон принципиально отличается от отечественных разработок предыдущего поколения. Благодаря боковым раздвижным стенам площадка погрузки увеличивается, при этом наличие раздвижной крышки позволяет производить погрузку и выгрузку с помощью крана. Производство таких вагонов планируется развернуть и на территории <br />
России.<br />
<br />
Макетная студия<br />
– Мой вагон – самый интересный, – встречает посетителей проводник Константин Верников.<br />
Он не лукавит. Рассматривать инфраструктуру железных дорог здесь одно удовольствие. Железнодорожный терминал аэропорта в городе Адлер напоминает игрушечный городок. Константин нажимает кнопку, и на станции появляется вечернее освещение.<br />
Подобные современные станции, но только уже в реальных размерах, будут оборудованы и на Свердловской железной дороге: в декабре будет запущена станция ВИЗ, после чего начнётся модернизация станции Шарташ.<br />
Другой масштабный макет-панорама – железнодорожный комплекс Байконур. Посетителям демонстрируют подвоз ракеты к стартовой площадке и подъём ракеты-носителя.<br />
– На территории Байконура находится 470 километров железнодорож¬ных путей, – говорит проводник-лектор. – Линии соединяют город с комплексом производственных зданий, где и готовится к пуску ракета. Ежедневно к стартовым позициям ходят пассажирские поезда. Некоторые стартовые позиции значительно удалены от Байконура, и путь до них занимает до двух часов.<br />
Проводник Константин Верников не устаёт рассказывать об этом.<br />
– За день, который мы стоим на станции, через поезд проходит до тысячи посетителей, – говорит Константин. – И если хотя бы несколько мальчишек после визита сюда решат записаться в студию, где создают макеты, значит, моя миссия выполнена.<br />
Пока дети разглядывают макеты станций, посетители-желез-<br />
нодорожники останавливаются возле макетов «Балластный и безбалластный путь», «Стационарный рельсосмазыватель».<br />
– Девяносто процентов успеха в движении по рельсам – это состояние пути, – поясняет проводник Алексей Кривощепов. – Безбалластная конструкция пути применяется на больших металлических мостах, в тоннелях и на эстакадах. Балласт заменяют несущей плитой из бетона или асфальта, которая равномерно распределяет нагрузку от рельсов. Благодаря этой конструкции сокращаются объёмы работ текущего содержания и уменьшаются эксплуатационные расходы.<br />
<br />
Лётчик <br />
и машинист<br />
…У двенадцатилетнего Максима Шерстобитова, который пришёл на экскурсию с папой, на лице неподдельный интерес. Он находится в самом популярном месте поезда – в вагоне-тренажёре. Здесь можно почувствовать себя машинистом, провести поезд по стальной <br />
магистрали до Ленинградского вокзала Москвы, а потом, немного отдохнув, оказаться в кабине французского самолёта.<br />
– Как будто играю в компьютерную игру, – делится впечатлением Максим и добавляет: – Профессия машиниста меня заинтересовала.<br />
Создатели поезда не скрывают: профориентационная работа – одна из их задач на время пути. <br />
В штат передвижного комплекса входит шестнадцать профессиональных лекторов.<br />
– На всех станциях посетителям интересен каждый вагон нашего поезда. Это приятно, – говорит начальник поезда Сергей Старостин. <br />
– Всего на подготовку к поездке ушло около года. Сейчас мы понимаем: не зря мы так долго занимались обустройством и комплектацией этого состава.<br />
<br />
КСТАТИ<br />
<br />
Кроме ОАО «РЖД» свою продукцию в выставочно-лекционном комплексе представляют компании «Роснано», «Росатом» и PHILIPS. К примеру, в вагоне «Рос¬атома» рассказывают о древнем природном реакторе и современных системах защиты реакторов. Также здесь можно измерить радиационный фон, сравнив его с фоном в Санкт-Петербурге и на модном курорте в Бразилии.<br />
<br />
ПРЯМАЯ РЕЧЬ<br />
<br />
Константин Верников,<br />
проводник поезда:<br />
<br />
В России подобный выставочно-лекционный комплекс – единственный. Кроме него, во всём мире существует ещё лишь два. Один из них был создан в Германии для того, чтобы устраивать выставки картин. Второй поезд курсирует в Индии.<br />
<br />
Елена Банных,<br />
начальник отдела новой техники и перспективного развития службы <br />
технической <br />
политики СвЖД:<br />
<br />
Из всех вагонов больше всего мне понравился тот, что посвящён ядерной технологии. Тем, кто по роду своей профессии не в курсе новинок, в поезде инноваций будет очень интересно. Важно, что все разработки собраны в одном месте и размещены очень компактно и удобно для посетителей.<br />
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31