12 мая 2021 04:19

12 мая 2021 04:19

Пройду по Сортировочной, сверну на Переездную

Названия пермских улиц могут многое рассказать об истории города, <br />
которая неразрывно связана с железной дорогой<br />
<br />
Пенсионер, научный сотрудник железнодорожного музея имени Королёва на станции Пермь-2 Григорий Литовченко во время беседы с корреспондентом «УМ» поделился ценными историческими сведениями о названиях железнодорожных улиц.<br />
<br />
Всё началось <br />
с Заимки<br />
Первоначальное название главной станции в городе на Каме – Пермь-Заимка. Как Пермь-2 она стала именоваться гораздо позже. Когда в 1909 году проходило строительство станции, вокруг неё началось возведение целого района. В этом районе-посёлке обосновались железнодорожники, а названия улиц начали придумывать с «профессиональным уклоном».<br />
– Из таких улиц – Вокзальная, Путейская и Деповская, названная в честь депо Пермь-2, – рассказывает Григорий Алексеевич. – До революции железнодорожных названий улиц было не так уж и много, а после их количество резко увеличилось.<br />
В 20-е годы прошлого века в Перми был открыт шпалопропиточный завод, который просуществовал на станции до 1974 года. Почти сразу же после основания завода в районе появилась улица Шпальная, которая соединила Четвёртую Мулинскую с Переселенческой. Шпалопропиточной, в свою очередь, назвали улицу, которая связала Шпальную и Слесарную. К этому же времени относится основание улицы Черепановых, которую назвали в честь отца и сына – изобретателей паровоза из Нижнего Тагила.<br />
В 1956 году был построен долгожданный дворец культуры железнодорожников, а улицу, что шла от вокзала до дворца, назвали Локомотивной.<br />
– Следующий виток появления названий улиц с железно¬дорожной тематикой произошёл после Великой Отечественной войны, – добавляет собеседник. – Была построена КамГЭС, Камское море перед плотиной. На дно моря ушла часть железной дороги вместе со станциями. Тогда возникли новые перегоны линии Пермь – Чусовская. Близ станции Голованово, что и сейчас находится в черте города, появилась улица Железнодорожная. В 1968 году улица около построенной станции Балмошная стала именоваться Переездной.<br />
<br />
четыре <br />
сортировочных...<br />
Правый берег реки Камы – отдельная глава в истории железнодорожных улиц Перми. Именно здесь ещё до революции в 1899 году была проложена железнодорожная линия по направлению Пермь – Вятка – Котлас. Разъезд Курья в 20-е годы был преобразован в станцию Курья, а рядом рос пристанционный железнодорожный посёлок и улица Станционная.<br />
Там же, на правом берегу Камы, в 1952 году была открыта станция Пролетарская-Сортировочная, которую впоследствии переименовали в Пермь-Сортировочную. Вокруг станции появилось локомотивное и вагонное депо и несколько жилых районов: Пролетарский, Комсомольский, Заречный.<br />
– «Тематических» улиц здесь насчитывается особенно много: Путейская и Путейская-2, Кочегаров, Семафорная, Транспортная и целых четыре Сортировочных, – перечисляет Григорий Литовченко. – А когда в 1961–1963 годах был электрификцирован главный ход пути от Кирова до Свердловска, улицу Путейскую и Вторую Сортировочную соединила улица Электровозная.<br />
<br />
... и Два района<br />
Есть в городе на Каме улицы, которые носят имена конкретных людей. Так, одна из пермских улочек названа именем Алексея Попкова – выдающегося железнодорожника, машиниста паровозного депо Пермь-2.<br />
С названием микрорайона в честь другого железнодорожника связана целая история.<br />
– В 20-е годы в Перми был создан жилищно-строительный кооператив, который занимался возведением «с нуля» железнодорожного посёлка, – рассказывает консультант музея на станции Пермь-2. – Дома в посёлке возводились на средства работников магистрали. Некоторые будущие жильцы сами участвовали в строительстве.<br />
Сначала в Черняевском посёлке было 29 домов (один барачный, два каменных и 26 деревянных). Первое время строили маленькие двухквартирные дома с огородом. Потом стали возводить двухэтажные многоквартирные – на 16 семей.<br />
Возглавлял эту стройку стрелочник Роман Илларионович Черняев – участник Гражданской войны. Кстати, он был в 1919 году первым председателем Пермского райпрофсожа. А в 1937 году его объявили врагом народа и арестовали. До суда Роман Илларионович не дожил...<br />
В честь «главного вдохновителя стройки» посёлок и лес вокруг возводимого объекта были названы Черняевскими. Правда, если лес до сих пор так и величают, то район по новым картам значится как Железнодорожный. Но это, убеждён Григорий Алексеевич, вносит путаницу.<br />
– В 1960-е годы рядом с микрорайоном Заречный на правом берегу Камы появилась остановка электричек Железнодорожная. Название закрепилось, и теперь местные жители называют район по названию остановки – Железнодорожный, – говорит Григорий Литовченко. – Если вы приехали в Пермь, садитесь в такси и просите довезти вас до Железно¬дорожного, вас обязательно спросят: «Вам в Железнодорожный на правом берегу Камы или Железнодорожный, который Черняевский?» Хотелось бы избавиться от путаницы на карте Перми и вернуть микрорайонам их исторические названия.<br />
Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31