25 января 2021 11:11

25 января 2021 11:11

Путешествие на передвижном лубрикаторе

Локомотив-рельсосмазыватель – эффективное средство лубрикации кривых на главных путях
Использованию стационарных и передвижных средств лубрикации на Свердловской магистрали уделяется особое внимание. Благодаря им снижаются эксплуатационные расходы на техническое обслуживание, ремонт экипажной части локомотивов и устройств пути, сокращаются затраты топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, решаются вопросы безопасности движения. В эффективности этой работы корреспондент «УМ» убедился во время пятичасового путешествия на локомотиве-<br />
рельсосмазывателе.<br />
<br />
В поездке по маршруту Екатеринбург-Пас¬сажирский – Камышлов также участвовали начальник технологического отдела дорожного конструкторско-технологического бюро Владимир Баталов и ведущий технолог Дирекции тяги Павел Малахов.<br />
<br />
ЗНАКОМСТВО<br />
Раннее утро. Поднимаюсь в кабину электровоза ВЛ11, на котором установлен лубрикатор. Знакомлюсь с локомотивной бригадой. Машинист Евгений Миронов водит этот электровоз два с половиной года. До этого тезка знаменитого актёра работал в маневровом движении. А помощник машиниста Павел Ситников стал напарником Евгения два месяца назад.<br />
– Раньше я работал в грузовом движении, – говорит Павел. – Здесь график работы стабильный, и самое главное – есть свой закреплённый электровоз.<br />
Как поясняет Павел Малахов, сейчас на Свердловской магистрали работает 19 локомотивов-рельсосмазывателей. Этот электровоз обслуживает один из самых грузонапряжённых участков главного хода. Поэтому поездки по маршруту Екатеринбург-Пассажирский – Камышлов проходят два раза в сутки. Участки с менее интенсивным движением обслуживаются реже.<br />
На циферблате 7.10. Отправляемся в путь.<br />
<br />
ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ<br />
Перед глазами Павла Ситникова – технологическая карта. На ней указаны все кривые радиусом до одного километра, находящиеся на чётном пути участка Екатеринбург-Пассажирский – Камышлов. Помимо выполнения непосредственных обязанностей помощник машиниста также занимается операторской работой. Справа от него – пульт управления рельсосмазывателем.<br />
Первая кривая встречает нас на выходе со станции Екатеринбург-Пас¬сажирский. За сто метров до начала кривой Павел жмёт на кнопку. Ровным слоем смазка, подаваемая из форсунки, наносится на боковую поверхность головки <br />
рельса.<br />
Общая протяжённость кривых на участке – 28,6 км. Подсчитываю в уме. Если нам предстоит проехать до Камышлова более 140 километров, то выходит, что смазка по¬кроет пятую часть пути. Расстояние немаленькое!<br />
– Ранее на локомотивах были установлены лубрикаторы лыжного типа, – рассказывает Павел Малахов. – У них был существенный недостаток: во время обильных снегопадов лыжа нередко деформировалась или ломалась. <br />
В 2011 году на смену пришёл более эффективный рельсосмазыватель форсунчатого типа. Его разработали локомотивные бригады эксплуатационного локомотивного депо Каменск-Уральский. Оптимальная скорость нанесения смазки на нём – до 100 км/ч. Да и качество выполнения работы гораздо лучше.<br />
<br />
СПУТНИКОВАЯ <br />
ДИАГНОСТИКА<br />
Проезжаем станцию Путёвка. Перед очередной кривой Павел Ситников нажимает на кнопку пульта. …В этот миг как будто по его команде в кабину врывается ослепительный солнечный свет. В лучах рассвета железнодорожные пути кажутся особенно прекрасными. От столь дивного пейзажа захватывает дух. Но локомотивной бригаде не до романтики. Участок Путёвка – Исток – Косулино – один из самых сложных, поскольку на нём много кривых.<br />
– Много S-образных кривых, – говорит Евгений Миронов. – Ближе к Богдановичу кривых гораздо меньше.<br />
– Плохо, что работа лубрикатора не автоматизирована, – вступает в разговор помощник машиниста. – Приходится заниматься сразу несколькими делами.<br />
Как вижу, хлопот у Павла много. Он следит за поездной обстановкой, за соблюдением скоростного режима, подаёт смазку...<br />
– Конечно, необходимо автоматизировать процесс подачи смазки, – убеждён Владимир Баталов. – Это позволит исключить в процессе лубрикации так называемый человеческий фактор.<br />
По словам Владимира Валерьевича, сейчас все локомотивы-рельсосмазыватели на Свердловской дороге оснащены системой спутниковой навигации. С её помощью можно в режиме реального времени не только проследить движение локомотива, но и наблюдать за процессом подачи смазки.<br />
<br />
ЭЛЕКТРОВОЗ – <br />
ЧТО ДОМ РОДНОЙ<br />
Как видно, к своему электровозу Павел, Евгений и их сменщики относятся с любовью. На окнах кабины – занавески, на креслах – чехлы. Пол застелен линолеумом. Радует глаз и внешний вид локомотива. Ребята и их сменщики периодически его чистят, красят. Проводят профилактические осмотры. Внимательно следят они и за состоянием самого рельсосмазывателя.<br />
– По мне, как ты относишься к машине, так и она к тебе, – считает Евгений Миронов.<br />
<br />
КОНЕЧНАЯ<br />
ОСТАНОВКА<br />
В Камышлов мы прибываем почти в полдень.<br />
– Время прибытия может быть разным в зависимости от поездной обстановки, – говорит машинист. – Бывает, три часа по участку идём, а порой – гораздо дольше.<br />
Как отмечает Павел Малахов, периодически возникают проблемы с пропуском локомотивов-рельсосмазывателей. Особенно на главном ходу. Тем не менее, они решаются, график работ по рельсосмазыванию выполняется.<br />
Моё путешествие завершено. Прощаюсь с локомотивной бригадой и сажусь в электричку. Ребятам предстоит обратная дорога – на нечётном пути кривых тоже хватает.<br />
<br />
СПРАВКА<br />
<br />
С 2008 по 2010 годы на передвижных лубрикаторах Свердловской магистрали применялась только <br />
смазка ПУМА МР на основе минерального масла <br />
и металлоплакирующих присадок. Теперь она используется лишь в холодное время года (с начала октября <br />
по март). С наступлением тепла локомотивы-рельсосмазыватели переходят на так называемую «летнюю смазку» – КР-400, в состав которой входит графит.<br />
Серик Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31