27 января 2021 20:14

27 января 2021 20:14

Городская узкоколейка

Несмотря на свой «почтенный» возраст, проходящая в черте города<br />
узкоколейная магистраль продолжает работать круглосуточно<br />
Проезжая по железной дороге от станции Бердяуш (Южно-Уральская железная дорога) в направлении Бакала, в черте города Сатка замечаешь удивительное соседство: рядом с путями привычной всем широкой колеи железнодорожного полотна проходит узкоколейка. Это магистраль градообразующего комбината по добыче магнезита. В прошлом году узкоколейке исполнилось 80 лет.<br />
<br />
В 1929 году на Карагайском карьере близ Сатки для перевозки добытого магнезита был проложен железнодорожный путь с шириной колеи 600 миллиметров. На нём использовался самодельный мотовоз, сделанный на основе трактора «Фордзон». В 1931 году была построена железная дорога с шириной колеи 750 миллиметров. Её тяговый подвижной состав был представлен паровозами и мотовозами. Спустя пять лет узкоколейка электрифицировалась и перестроилась на колею 1000 миллиметров, какой и является по сей день. Медленными темпами увеличивалось количество подвижного состава дороги, а в 1965 году был испытан снегоочиститель, в котором использовался реактивный двигатель самолёта. Он потреблял четыре тонны керосина в час и за это время очищал 10 километров пути.<br />
В 90-х годах прошлого века, несмотря на прекращение поставок нового подвижного состава и уменьшение объёмов перевозки, узкоколейная железная дорога работала нормально, вполне справляясь со своей задачей – доставкой магнезита из карьеров на обогатительные фабрики.<br />
Сегодня протяжённость магистральных линий узкоколейной железной дороги – около четырёх километров, но при этом развёрнутая длина путей – около 20 километров. Движение по узкоколейке круглогодичное, ежедневное и круглосуточное. Грузовые составы челночно курсируют между точками погрузки и дробильно-обогатительной фабрикой.<br />
Много лет назад начала обсуждаться возможность перехода на автомобильную вывозку магнезита с одновременной ликвидацией узкоколейной дороги. Уже сейчас большегрузные «БелАЗы» выполняют значительную часть перевозок. Однако железнодорожники сохраняют оптимизм, ведь узкоколейная железная дорога является мощной и производительной транспортной системой. Перевозки по ней, как правило, обходятся дешевле, чем на автомобилях – последние используются главным образом там, где укладку железнодорожных путей затрудняет сложный рельеф. В последние годы продолжалось техническое усовершенствование железной дороги, что даёт надежду на будущее узкоколейки.<br />
<br />
Обаяние <br />
природы<br />
В южной части Саткинского района Челябинской области расположен один из красивейших парков России – Национальный парк Зюраткуль. Богатство и живописность парка обусловлены его уникальным расположением: на стыке таёжной и лесостепной природных зон. Темнохвойные леса, альпийские луга, горные тундры, пересеченные долинами рек, мелких речек и ключей, нашли своё отражение в творчестве местного художника Вениамина Карякина. Особое место в творчестве Вениамина Петровича занимало озеро Зюраткуль –<br />
уникальная жемчужина края, расположенная в окружении пяти высоких хребтов и гор – Уреньги, Нургуша, Зюраткуль, Лукаша и Москаля. Это единственное озеро на западном склоне Южного Урала и самое высокогорное озеро в Европе (724 метра над уровнем Балтийского моря). Многие реки, впадающие в озеро, несут свои воды из горных родников, оттого воды озера так чисты и прозрачны. А проезжая по трассе Челябинск – Уфа, можно увидеть характерную безлесную вершину хребта Зюраткуль – второго по высоте в Челябинской области. Самая же высокая вершина Челябинской области –<br />
хребет Большой Нургуш (1406 метров), протянулся он на 50 километров. На вершине хребта – уникальное огромное горное плато, около 9 квадратных километров, самое крупное в области.<br />
Расположение на границе двух частей света – Европы и Азии, исторические отпечатки прошлого, уникальные природные объекты и живописные ландшафты обеспечивают парку большую популярность среди туристов не только Уральского региона, но и России.<br />
Леонид Токарев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31