13 мая 2021 15:08

13 мая 2021 15:08

Прирождённый медик

Людмила Глущенко убеждена, что в железнодорожной медицине<br />
необходима преемственность<br />

В преддверии женского праздника корреспондент «УМ» побывал в пункте предрейсового медицинского осмотра на станции Ялуторовск, где познакомился с его хозяйкой – заведующей Людмилой Глущенко. Разговор с новой знакомой получился тёплым и душевным – как раз под стать весеннему настроению.

 

«Работаю

в купеческом доме»

…От железнодорожного вокзала станции Ялуторовск спускаюсь по улице Новикова. Пройти мимо старинного здания пункта ПРМО невозможно: двор гостеприимно встречает открытыми воротами. В горнице, по-другому здравпункт и не назовёшь, уютно и опрятно. На стене висит стенд с текстом клятвы Гиппократа и часы с боем. Окна украшены шторами ручной работы, а на полу разложены ярко-красные дорожки. Обустройством кабинета занималась Людмила Глущенко.

– У этого дома богатая история, – рассказывает Людмила Витальевна. – Когда-то здесь жила купеческая семья. Во время войны здание служило пересылочным пунктом. Затем в помещении были роддом и фельдшерско-акушерский пункт. Старо­жилы Ялуторовска рассказывают, что прежде при нём держали конюха и лошадь, на которой ездили на вызовы к пациентам. Позже здесь был создан пункт предрейсового медицинского осмотра для локомотивных бригад и водителей.

Сюда в 70-х годах после медицинского училища и устроилась работать молодая Людмила Глущенко.

– Почти 25 лет трудилась разъездным фельдшером. Семь разъездов от Криволукской до Богандинской были в моём ведении, – говорит медик. – Только маленьких пациентов насчитывалось 157 человек! А ещё беременные, пенсионеры, железнодорожники и их семьи… Ночь, день, раннее утро или поздний вечер – в любое время суток я была готова к выезду.

Расписание поездов Людмила Глущенко знала как таблицу умножения. До маленьких разъездов вела одна дорога – железная. По первому звонку молодой специалист брала свой фельдшерский чемоданчик и отправлялась на вокзал. Дождавшись «попутки», девушка бодро заскакивала в кабину машиниста.

– Но далеко не у каждого состава в Ялуторовске была остановка. Дежурная по станции запрашивала по рации у диспетчера, сможет ли машинист забрать меня. Кто-то соглашался «притормозить», кто-то нет, – вспоминает Людмила. – В другой раз везло: уехать к пациенту могла быстро. А вот домой не всегда удавалось быстро вернуться: иногда часами сидела на полустаночке.

По словам Людмилы Витальевны, в молодости трудности её не пугали. На разъездах, где не было никакой медицинской помощи, её ждали пациенты. Перед этим меркли все препятствия.

– Помню, начальника станции Беркут покусали пчёлы. Пришлось ехать и срочно оказывать помощь, – вспоминает заведующая. – Это сейчас шприцы одноразовые, стерильные. Раньше всё было сложнее: приходилось обрабатывать инструменты, кипятить стеклянные шприцы. Однажды поднималась на тепловоз. Оступилась, возьми да и урони свою «укладку». Пришлось возвращаться и менять шприцы на новые.

Бывало и по-другому. Например, отправилась молодой фельдшер на
о. п. Кавдык навестить пациента. И только домой вернулась – снова вызов в тот же посёлок. После нескольких таких «опусов» Людмила Глущенко выработала собственный метод:

– Стала ездить на станции и обходить всех пациентов. Приду, поинтересуюсь здоровьем, и глядишь, найду ещё больных, – улыбается собеседница.

 

Учитель

и ученица

Железнодорожная медицина – сфера, которая не терпит частой смены кадров. Большинство заведующих пунктами ПРМО когда-то работали разъездными фельдшерами. Столь ответственным профессиям просто необходима преемственность.

– Я тоже стала продолжателем дела своей наставницы – Людмилы Степановны Зарецкой, которая проработала в фельд­шерско-акушерском пункте 45 лет. Она научила меня всему, что знала сама. Сейчас я часто навещаю её, – говорит Глущенко.

В 1994 году, когда Зарецкая ушла на пенсию, Людмила Глущенко возглавила Ялуторовский пункт. Со временем и у неё появились ученицы – Римма Алиулина и Ольга Шуманн.

Предрейсовый осмотр, убеждена моя собеседница, дело тонкое.

– Заходит железнодорожник в здравпункт. Пока снимает верхнюю одежду, я за ним наблюдаю. Смотрю, как он себя ведёт, ровная ли у него походка, нет ли странности в движении, – открывает профессиональные секреты Людмила Витальевна. – Затем начинаю задавать вопросы. Почти всех работников локомотивных бригад я знаю лично. Во время осмотра как бы между делом интересуюсь семейными делами. Эта непроизвольная, но доверительная беседа может многое вскрыть. Допустим, у машиниста стрессовая ситуация в семье… Как он в расстроенных чувствах поедет в рейс?

Сколько машинист спал? Сколько часов был на отдыхе и не работал? Как себя чувствует? Эти вопросы – уже традиционные при осмотре. Стандартный приём Людмилы Глущенко – 15–18 человек в день. Летом количество осмотров может доходить до 30 в сутки. За годы работы фельдшер припоминает лишь два случая, при которых она не допустила машинистов до управления.

– У одного пациента случился гипертонический криз, другой человек простудился. Злоупотребления алкоголем во время работы на моей памяти не было. Люди у нас ответственные, за работу держатся, – говорит Людмила Витальевна.

…За разрисованными морозом окнами начинает смеркаться. Скоро семь часов вечера, а значит, в пункт ПРМО вновь потянутся машинисты, и дел у Людмилы Витальевны будет много. Прощаемся.

– Приезжайте к нам весной или летом, – говорит на прощание фельдшер. – В палисаднике у нас растёт много цветов и зелени. Красота!

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31