26 января 2021 13:49

26 января 2021 13:49

Движение по узлу

Комплексное развитие инфраструктуры<br />
Екатеринбургского железнодорожного узла позволит<br />
повысить его пропускные и провозные способности<br />

Екатеринбургский железнодорожный узел – уникальный объект, роль и значение которого на сети с каждым годом возрастает. Перспективы его функционирования рассматриваются в разрабатываемой по заданию ОАО «РЖД» Генеральной схеме развития Екатеринбургского железнодорожного узла. Особенности этого проекта обсуждались на прошедшем в конце прошлого года технико-экономическом совете.

 

Особое внимание при разработке проекта уделяется его инновационности, эффективности технологических и производственных процессов, безопасности и экологичности технических решений.

 

Наука предлагает, дорога –

принимает

В целях освоения возрастающих объёмов грузовых и пассажирских перевозок, повышения качества и надёжности перевозочного процесса на Свердловской магистрали одобрена для реализации Концепция развития Екатеринбургского железнодорожного узла.

В рамках технического задания ОАО «РЖД» проектировщики из института «Уралгипротранс» проанализировали существующую технологию работы узла, оценили инфраструктуру, определили лимитирующие факторы («узкие места»), предложили направления и последовательность его развития.

– Очевидно, что при намечаемых объёмах работы нужно усовершенствовать организацию грузовых, городских и пригородных пассажирских перевозок. Преобразований потребует и вокзал Екатеринбурга – он должен превратиться в многофункцио­нальный интермодальный комплекс, – пояснил заместитель главного инженера института «Уралгипротранс» Виктор Беда.

 

Сортировка выйдет на новый уровень

Перспективы узла специалисты видят в комплексном развитии 23 станций, влияющих на его эксплуатационную деятельность. Без этого, как неоднократно подчёркивал начальник дороги Владимир Супрун, единая работа узла невозможна.

Речь, прежде всего, о станции Екатеринбург-Сортировочный, пропускные и перерабатывающие способности которой сдерживаются нынешним уровнем путевого развития и технической оснащённости. Так, в чётном парке только пять из 12 приёмоотправочных путей вмещают поезда длиной в 71 условный вагон. В глубокой модернизации нуждаются сортировочные горки.

– Поэтому для нас так важна реконструкция чётной сортировочной системы с переустройством южного парка и переносом главных путей. Первая очередь строительства уже идёт. Итогом работы станет повышение пропускных и перерабатывающих способностей станции, – рассказал «УМ» главный инженер дороги Игорь Набойченко.

В прессе, кроме того, периодически возникают разговоры о переносе станции Екатеринбург-Сортировочный (к слову, крупнейшей в Европе) за пределы города – на станцию Седельниково. Эксперты в оценках этого проекта весьма осторожны – затраты потребуются колоссальные.

 

«Обходные пути» для грузов

Концепция предусматривает усиление Южного обхода протяжённостью 72 километра, который обладает значительными резервами пропускных способностей. Пока увеличить транзитный поток по обходу не представляется возможным, поскольку на станции Седельниково нет пункта технического обслуживания локомотивов
(ПТОЛ) и пункта технического обслуживания вагонов.

В целях восстановления работы ПТОЛ ведётся реконструкция цеха ремонта электровозов в объёме ТР-2. В прошлом году в объект было инвестировано более 300 млн рублей. Ввод его в эксплуатацию позволит увеличить транзитный поток в обход станции Екатеринбург-Сортировочный.

Для построения ра­циональной схемы пропуска транзитных грузовых поездов необходимо переключить движение с Главного диаметра на Южный обход. Грузовые составы Курганского и Тюменского направлений, которые прибывают на станцию Екатеринбург-Сортировочный и отправляются отсюда же, уйдут на Северный обход.

– Согласно градостроительным планам грузовой парк станции Екатеринбург-Товарный будет перенесён на станцию Гипсовая, – добавил начальник Дирекции управления движением Рашид Сайбаталов. – Здесь будет создан Екатеринбургский терминально-логистический центр «Гипсовая».

 

Пассажиропотоки поделят

К максимальному уровню близки и пропуск­ные способности обеих горловин станции Екатеринбург-Пассажирский. Грузовое и пассажирское движение в пределах Главного диаметра узла идёт по самостоятельным путям. И всё же пропуск значительной части грузовых составов, а также выполнение местной грузовой работы заставляют вносить коррективы в движение пассажирских и пригородных поездов.

– Увеличение пригородного движения, использование его как городского требует дополнительных пропускных способностей и эксплуатационных мощностей по отстою и подготовке электропоездов. Главные пути нужно задействовать для пригородного и пассажирского движения, увеличить количество перронных путей, – поделился мнением начальник Дорожной дирекции по обслуживанию пас­сажиров в пригородном сообщении Владимир Медведев.

Проектировщики также предлагают освободить станцию Екатеринбург-Пассажирский от местной работы через переключение на станцию Звезда примыкающих к Горнозаводскому парку подъездных путей предприятий. При модернизации крупнейшей на дороге пассажирской станции понадобится и специализация её приёмоотправочных парков для дальнего и пригородного сообщений.

– Необходимо также учитывать развитие вокзала станции Екатеринбург-Пассажирский. Он будет преобразован в крупный транспортно-пересадочный узел, –
подчеркнул заместитель начальника Свердловской региональной дирекции железнодорожных
вокзалов Александр Тарасов.

Ликвидации подлежат пересечения на одном уровне маршрутов следования грузовых и пассажирских поездов на восточных и западных подходах к узлу. Решить эту задачу можно
за счёт поэтапного строительства путепроводных развязок.

 

этапы

развития

Концепция ляжет в основу Генеральной схемы развития Екатеринбургского железно­дорожного узла. Сроки её реализации рассчитаны на четыре крупных периода: первая очередь (до 2015 года), расчётный срок (до 2020 года), перспектива (до 2025 года) и отдалённая перспектива (до 2030 года).

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31