18 января 2021 04:11

18 января 2021 04:11

Эдуард Рябухин: Охрана природы должна быть выгодна для предприятий

До конца этого года экологи Свердловской магистрали составят <br />
собственный банк передовых природоохранных технологий<br />

В этом году на Свердловской магистрали запланирован ввод в эксплуатацию нескольких крупных природоохранных объектов. О ближайших планах работы в этом направлении и результатах экологической деятельности в прошлом году корреспонденту «УМ» рассказал начальник Центра охраны окружающей среды Эдуард Рябухин.

 

Партнёрские

отношения

– Эдуард Анатольевич, что такое сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды? Какова на сегодняшний день их сумма на нашей дороге?

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, за сбросы в водные объекты и за размещение отходов. Сверхнормативные платежи рассчитываются с повышающим коэффициентом. Их исчисляют за превышение установленных нормативов либо в случае отсутствия государственных разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов в окружающей среде. За последние три года на дороге наметилась тенденция к сокращению сверхнормативных платежей – примерно на 30 процентов. В 2005 году такие платежи составляли 7,8 миллиона рублей, в 2010 году – уже 4,7 миллиона рублей.

 

– За счёт чего удалось снизить выплаты?

– Свою роль сыграло, прежде всего, внимание, которое уделяется вопросам экологии на дороге и в ОАО «РЖД» в целом. Структуры, отвечающие за природоохранную составляющую, выстроены в Компании очень чётко. На уровне дороги создан Центр охраны окружающей среды, в составе которого – пять секторов в регионах и пять экологических лабораторий. Это позволяет правильно выстроить работу с контролирующими государственными природоохранными органами. В случае возникновения спорных моментов привлекаются данные исследований экологических лабораторий центра. Представители надзорных органов знакомы с нашими
лабораториями, знают уровень их оснащённости, степень подготовленности специалистов. Данным нашего экологического мониторинга доверяют.

Кроме того, модель поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций позволяет нам уйти от финансовых рисков. Последний пример – разлив серной кислоты на станции Екатеринбург-Сортировочный. Свердловская дорога сообщила в Департамент Росприроднадзора о факте загрязнения. На станции сразу были применены нейтрализующие вещества, проведена срезка грунта. Сейчас отрабатывается договор на передачу грунтов для обезвреживания и захоронения на специализированном предприятии.

 

Природоохранные стройки

– Основополагающим документом в области охраны природы для Компании является Экологическая стратегия ОАО «РЖД» до 2015 года. Расскажите о дорожных проектах, которые базируются на данной стратегии.

– На нашей магистрали реализуется инвестиционный проект ОАО «РЖД» «Обеспечение экологической безопасности». В прошлом году объём инвестиций, направленных на природоохранные объекты, составил 125 миллионов рублей. Кроме того, для Дирекции по тепловодоснабжению было выделено порядка 30 миллионов рублей на начало работ по переводу двух крупных котельных на газ.

 

– В 2010 году продолжилось строительство канализационных очистных сооружений на станции Ноябрьск-1. По какому принципу был выбран этот объект?

– Когда в семидесятые годы прокладывалась дорога на север, средства на строительство очистных сооружений выделялись по остаточному принципу. Тогда на станции возвели временные очистные сооружения в виде каскада ёмкостей для отстаивания воды. Биологическую очистку не предусмотрели. В настоящее время сток осуществляется в один из притоков Оби. Ввод реконструируемого объекта в эксплуатацию планируется на конец этого года. В настоящее время строительно-монтажные работы выполнены на 50 процентов. Весной, как только позволит погода, стройка продолжится.

 

– Ведутся ли ещё на дороге крупные экологические стройки?

– Конечно. На 2011 год запланирована реконструкция очистных сооружений в ремонтном локомотивном депо Сургут. На станции Екатеринбург-Сортировочный продолжается реконструкция чётной системы парка. Всего на выполнение природоохранной составляющей проекта в текущем году будет затрачено порядка 40 миллионов рублей. Затраты на природоохранные мероприятия по этому проекту составляют до 20 процентов. На сегодняшний день в Верх-Исетский пруд сбрасываются недостаточно очищенные воды. С вводом сети ливневой канализации и двух крупных очист­ных сооружений эта проблема разрешится.

 

Доступные

технологии

– Ещё одно важное направление работы – ликвидация последствий производственной деятельности прошлых лет. Что сделано в ушедшем году, каковы планы на 2011-й?

– Работа в этом направлении началась четыре года назад. С тех пор мы провели инвентаризацию «проблемных мест» и насчитали 35 «чёрных пятен» – это брошенные старые склады масла, топлива, разливы нефте­продуктов в результате аварий и чрезвычайных ситуаций. Ликвидировано уже десять таких мест. На 2011 год мы запланировали ликвидацию заброшенного склада нефтепродуктов на станции Ульт-Ягун. На разборку и очистку территории предусмотрено 7,5 миллиона рублей. Также в планах – ликвидация мест аварийных разливов на станциях Верхняя Конда и Осенцы, ёмкостей с нефтешламами котельной на станции Кунгур.

 

– Эдуард Анатольевич, «работают» ли инвестиции в охрану природы?

– Президент России объявил курс на экологичную и энергоэффективную экономику. Поэтому предприятию должно быть выгодно заниматься природоохранной деятельностью. Хочется надеяться, что компаниям, которые вкладывают средства в защиту природы, эти суммы будут засчитываться как часть платежей за природопользование. Тогда появится прямая заинтересованность в модернизации.

Также в России взят курс на разработку и внедрение наилучших доступных технологий. В ближайшие годы перечень этих технологий в различных сферах деятельности будет утверждён государством и рекомендован для предприятий.

 

– Какие из доступных технологий могут быть внедрены на Свердловской магистрали?

– Например, современная система биологической очистки сточных вод. Одна из таких технологий была взята за основу при проектировании очистных сооружений на станции Ноябрьск-1. Идея заимствована на международной выставке «Экватек» в Москве в 2006 году.

На текущий год мы запланировали создать собственный банк передовых природоохранных технологий. В дальнейшем мы сможем передавать реестр проектировщикам, которые разрабатывают планы реконструкции железно­дорожных предприятий.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31