12 мая 2021 11:48

12 мая 2021 11:48

Пятёрка самых бережливых

В 2011 году на обеспечение энергоэффективности отрасли на Свердловской железной дороге будет затрачено более 100 миллионов рублей

В феврале в Свердловском Дворце культуры железнодорожников прошла видеоконференция по Энергетической стратегии ОАО «РЖД». Основной темой стали технологии, которые позволяют сэкономить значительные средства и сберечь ценные ресурсы. Такие технологии активно распространяет и наша дорога.

 

На примете

у руководства

Вопросы экономии энергии, газа, трудозатрат и других ресурсов находятся под пристальным вниманием руководства дороги. Курирует это направление постоянно действующая комиссия под председательством главного инженера дороги Игоря Набойченко.
В состав её входят заместитель начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Валерий Балдин, начальник службы технической политики Сергей Лунёв и его первый заместитель Сергей Танкеев, начальник Дорожного топливно-энергетического центра Анатолий Козлов.

– Заседания комиссии проводятся ежеквартально, – рассказала начальник отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики Елена Банных. – На них подводят итоги внедрения и эффективной эксплуатации новых технических средств, которые позволяют экономить топливно-энергетические ресурсы. Эта экономия заключается в снижении уровня энерго-, материало- и трудоёмкости производственных процессов
в хозяйствах дороги.

 

Экономия

трудозатрат

Наибольший вклад во внедрение технических средств и их использование на предприятиях в прошлом году внесли сразу пять коллективов магистрали.

На лидирующих позициях – эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-сортировочный, парк которого оборудуется системой регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учёта дизельного топлива АПК «БОРТ». Выгодная система сберегла за прошлый год 75,29 тонны натурного топлива на сумму 1,457 млн руб.

Есть чем гордиться и работникам эксплуатационного локомотивного депо Каменск-Уральский. С прошлого года здесь запущена технология «Системы управления тормозами поезда» (СУТП).

– Технология предназначена для синхронного или асинхронного управления автотормозами локомотивов и вагонов, – поясняет машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Каменск-Уральский Вадим Мясников. – При управлении локомотивом машинист контролирует по блоку индикации давление в голове и хвосте состава. При торможении происходит разрядка крана машиниста и синхронное торможение.

При полном выполнении этой технологии (по три поезда в сутки на участке Каменск-Уральский – Седельниково – Дружинино) экономия составляет 0,9 локомотива ежесуточно. Проще говоря, в сутки удаётся высвободить почти целый локомотив и до 39 локомотивных бригад в месяц.

Суточная эксплуатация одного поезда весом 8 тыс. тонн по технологии СУТП на участке Екатеринбург-Сортировочный – Балезино позволяет высвободить восемь локомотивных бригад в месяц. В 2010 году на дороге было проведено 534 тяжеловесных и длинносоставных поезда с применением этой системы. Экономический эффект составил 7,13 млн руб. (эффективность к затратам – 58 %).

 

мощность

подстанций

Одним из самых «бережливых» оказался коллектив Шарташской дистанции электроснабжения. В 2010 году здесь внедрили восемь единиц оборудования для двенадцатипульсовой схемы выпрямления.

– Её главное назначение – повышение уровня напряжения на токоприёмнике подвижного состава, – уточнил заместитель начальника Шарташской дистанции электроснабжения по тяговой подстанции Николай Эссаулов. – При увеличении нагрузки происходит значительное падение напряжения, но до локомотива доходит более высокий уровень напряжения. Значит, можно пропускать поезда большего веса, снижая расходы электроэнергии на тягу поезда, трудозатраты локомотивных бригад и пробег локомотива.

Двенадцатипульсовая схема позволяет повысить коэффициент мощности подстанции, улучшить форму кривой потребляемого тока и выпрямленного напряжения, снижается влияние тяговой сети на линии связи. Повышается качество электрической энергии. В 2010 году от реализации технологии «Двенадцатипульсовой схемы выпрямления» получен экономический эффект в размере 19,253 млн руб.

 

Копилка

ресурсов

Две технологии из числа применяющихся на дороге предназначены для автоматизированного теплоснабжения. Коллектив Пермского участка производства Дорожной дирекции по тепловодоснабжению с 2008 года вводит в работу автоматизированные центральные тепловые пункты. Путём регулируемого отпуска тепловой энергии потребителям её потери снижаются на 20–30 %. Снижается и расход электроэнергии, а также, за счёт установки контрольно-измерительных приборов, на 10–30 % экономится потребление тепловой энергии. Только в прошлом году это принесло эффект в размере 6,491 млн руб.

На станции Екатеринбург-Пассажирский в 2010 году началась реализация пилотного проекта по внедрению современных ресурсосберегающих систем теплоснабжения. Экономия электроэнергии, газа, трудозатрат от эксплуатации автоматизированных котельных дала экономический эффект в размере 7,27 млн руб.

– На нашей дороге внедряется множество ресурсосберегающих технологий, – добавляет Елена Банных. – До конца этого года на предприятиях магистрали будет внедрено ещё 163 единицы ресурсосберегающих технических средств на общую сумму 104,068 миллиона рублей. Ожидаемый эффект от введения новинок – более 25 миллионов рублей.

На станциях Реж и Исеть, например, будут установлены тепловые насосы для отопления помещений. В путевом хозяйстве планируется ввести в работу 60 стационарных путевых рельсосмазывателей. Дирекция по ремонту тягового подвижного состава планирует установить две системы водоподготовки для локомотивов –
в ремонтных локомотивных депо Свердловск-сортировочный и Чусовой. Продолжится внедрение системы прогрева маневрового тепловоза с двумя котлами. Впервые этими системами будут оборудованы магистральные тепловозы. По линии хозяйства электрификации и электроснабжения намечена установка светодиодной системы освещения. Все эти новинки позволят сберечь немалое количество ресурсов.

 

справка

За последние три года на Свердловской магистрали внедрено
2458 единиц ресурсосберегающих технических средств. Экономический эффект от их использования получен колоссальный – только в прошлом году он составил 167,403 млн руб.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31