10 мая 2021 22:34

10 мая 2021 22:34

Как воспитать рабочего человека

Инициатива и творческая активность педагогов Екатеринбургского учебного центра № 1 позволяет им достойно выполнять целевой заказ Компании по подготовке рабочих кадров<br />

В условиях реформы растут требования к обеспечению безопасности движения, а соответственно, и к уровню подготовки рабочих кадров. Успевают ли за временем учебные центры дороги, что мешает им на этом пути? Об этом состоялся разговор в Екатеринбургском учебном центре № 1 (ЕУЦ № 1) накануне его 75-летия.

 

За круглым столом собрались начальник центра Андрей Ломакин, его заместитель по учебно-методической работе Татьяна Кашина, преподаватели Людмила Ольшанская, Александр Сигуткин, Зинаида Складнева, Евгений Наймушин, молодые специалисты Марат Загидулин и Наталья Монина.

Тон обсуждению задала недавняя встреча президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина с представителями локомотивного комплекса сети. Глава Компании выразил озабоченность состоянием профессиональной готовности работников хозяйства, их техническим обучением.

 

Андрей Ломакин:

– На педсовете мы обсуждали итоги этой встречи. Разделение локомотивного комплекса коснулось и учебных центров, готовящих локомотивщиков. Предлагается уменьшить срок обучения помощника и машиниста. Но в результате мы можем получить машиниста, который не сможет сформулировать причину остановки состава на перегоне – это будет главная проблема в ближайшие год-два. Сокращение сроков обучения приведёт к тому, что обкатку будут проходить 20-летние. А они в силу своего возраста ещё не готовы к такой серьёзной работе.

Во-вторых, идёт большая смена серий машин. При этом до 70 процентов парка дороги – локомотивы старых марок. Машиниста нужно обучить одновременно навыкам вождения всех видов локомотивов, а они серьёзно отличаются. Для подготовки такого универсала нужны тренажёрные комплексы, которых в нашем центре пока нет.

 

Людмила Ольшанская:

– Десятилетиями мы налаживали связи между службами, все болели за общий результат. Оттого, на мой взгляд, и увеличились браки у локомотивщиков, что произошло резкое разделение.

 

Андрей Ломакин:

– В Германии, к примеру, машиниста готовят за полтора месяца. Но прежде в школе подросток делает выбор и обучается три года профессии, как раньше у нас в учебно-производственном комплексе. А далее уже добирает необходимые знания.

В авиации только что обученный пилот никогда не сядет за управление первым номером, а два года будет стажироваться вторым. И летает он только на одном виде самолёта, а чтобы освоить другой, снова учится и стажируется.

 

Татьяна Кашина:

– Назрела необходимость собраться для обсуждения проблем взаимодействия  представителям учебных центров дороги, эксплуатационных и ремонтных депо.

 

УМ: – Больший эффект от занятий достигается при проведении их на тренажёрных комплексах. Достаточно ли их?

 

Андрей Ломакин:

– Есть обучающие тренажёры для машинистов, но их не хватает. И главное, они пока дают навыки на уровне помощника машиниста. В 2005 году создали отделение локомотивного хозяйства. Сегодня его оснащение требует модернизации. Необходимы тренажёры, которые будут имитировать кабину нового локомотива 2ЭС10, это совсем другая технология. Мы должны опережать ситуацию, в год на дороге будет меняться по сто локомотивов, поэтому машинистов надо готовить заранее. И главное, уже сейчас имеется дефицит учебных площадей
для обучения работников локомотивного хозяйства.

 

Татьяна Кашина:

– Среди пяти учебных центров дороги только Екатеринбургский учебный центр № 1 не имеет полигона, несмотря на то, что мы выпускаем больше всех групп подготовки помощников машинистов электровозов, готовим их на 3, 2 и 1 классы. Нет тренажёров по электропоездам, не говоря уже про рельсовые автобусы. В наличии фильмы, слайды, книги и личные наработки, накопленные преподавателями и машинистами-инструкторами учебного центра.

 

УМ: – И всё-таки, на ваш взгляд, материально-техническая база ЕУЦ № 1 соответствует современным требованиям подготовки рабочих кадров?

 

Зинаида Складнева:

– Для подготовки дефектоскопистов локомотивных и вагонных депо нужны дефектоскопы нового поколения. Но, к сожалению, они пока у нас отсутствуют.

Сейчас на автоматизированные установки переходит вихретоковый метод контроля – это экономит рабочее время и повышает производительность, но мы их тоже пока не имеем.

Александр Сигуткин:

– Сами готовим методические пособия, альбомы, плакаты. Даже редактируем те материалы, что нам присылают из Москвы.

 

Людмила Ольшанская:

– Десятилетиями мы сотрудничаем со службой пути, лабораторией стационарной дефектоскопии, теперь Центром диагностики пути (ПЦД). Наш центр единственный готовит кадры дефектоскопистов для всей дороги. Как только появляется новая техника, ПЦД выделяет экземпляр и учебному центру. Мы даже опережаем потребности производства на рельсовые дефектоскопы. Правда, не устраивает их количество. Накануне летних путевых работ, как правило, формируются большие группы плюс повышение квалификации, им тоже нужно практиковаться.

Хорошо, что обустроили огромный лабораторный зал с контрольными тупиками, новейшими рельсовыми дефектоскопами и компьютерами.

 

Андрей Ломакин:

– Пример Центра диагностики пути показателен для других служб. Из 30 дефектоскопов нового поколения один обязательно дают нам. Пришли 60 – уже два передают.

В связи с ростом эксплуатации сварных рельсов начали готовить дефектоскопистов по сварным стыкам. Предложили оператору приезжать на учёбу со своим дефектоскопом. Наш старейший преподаватель Юрий Иванович Шестаков ввёл это новшество у себя.

 

УМ: – В последнее время в коллектив пришла молодёжь. Какой опыт наставники передали молодым преподавателям?

Людмила Ольшанская:

– Очень довольна своей преемницей Натальей Мониной. Она справляется с полным объёмом нагрузки, быстро осваивается, это человек другого уровня подготовки. Помогаю ей в работе с курсантами, особенно с прогульщиками. Пропуски занятий сказываются на знаниях работника.

 

Александр Сигуткин:

– Марат Загидулин активен, возглавляет совет молодёжи учебного центра. Он смотрит, как я веду занятия, перенимает опыт и использует его на практике. Пожелал бы ему научиться налаживать обратную связь, особенно, когда ученики не понимают материал.

 

УМ: – Что молодёжь взяла на вооружение от наставников?

 

Наталья Монина:

– Повезло, что я встретила на своём профессиональном пути Людмилу Павловну Ольшанскую. Вуз не даёт подготовки по ультразвуковым и рельсовым дефектоскопам, поэтому, прежде чем стать преподавателем, я три месяца занималась в группе у Людмилы Павловны. Это очень помогло в будущем, я уже знала требования педагога к ученикам.

У педагога с опытом работы более сорока лет всегда есть чему поучиться. Как спланировано занятие, как рассказывает и потом спрашивает. Я постоянно обращаюсь к Людмиле Павловне за советом, она – человек, на которого я могу положиться. Помощь идёт и от коллег, новое узнаю от учащихся, вернувшихся с практики. Постоянно идёт обмен информацией.

 

УМ: – Что для вас оказалось самым трудным в начале карьеры преподавателя?

 

Наталья Монина:

– Я закончила технический вуз, Уральский государственный университет путей сообщения, и сразу пришла в учебный центр. Работа с людьми оказалась для меня сложным делом. Здесь важно соблюсти баланс, чтобы взрослые ученики меня слушали, слышали, понимали, чтобы они ходили на занятия. Уровень образования слушателей разный – от училища
до вуза, но не факт, что человек с дипломом будет у нас лучшим учеником.

 

Людмила Ольшанская:

– У меня учился на оператора стоматолог. Много спорил по предмету. Удалось с ним найти общий язык, беседовала после занятий. В итоге он поблагодарил за науку, сдал на отлично предмет и до выхода на пенсию работал дефектоскопистом.

Татьяна Кашина:

– Наверное, за всю историю дортехшколы Людмила Павловна Ольшанская – единственный педагог с университетским дипломом физика. Остальные преподаватели пришли
к нам с производства.

Евгений Наймушин:

– Я как раз из них, тридцать пять лет отработал машинистом, а в деле преподавания новичок. Поэтому сам учусь. Даже у сына Павла, который раньше меня пришёл в учебный центр машинистом-инструктором. Всё, что знаю, стараюсь передать молодёжи. А если не знаю, переверну весь Интернет, но найду необходимое.

 

Марат Загидулин:

– Я представляю династию машинистов. Отец и брат работают в депо Свердловск-сортировочный. Сам закончил Екатеринбургский учебный центр № 1, поэтому видел, как нужно вести занятия – всему учился у будущих коллег.

 

УМ: – Что даёт участие в сетевых конкурсах проф­мастерства преподавателей технических школ и учебных центров?

Александр Сигуткин:

– Появляется больший интерес к тому, чем занимаешься, стимул для профессионального роста. Общение с коллегами даёт понимание, где твои плюсы, а где нужно доработать.

 

Андрей Ломакин:

– Конкурс помогает повысить престиж профессии преподавателя, придать ей общественную значимость.

 

Татьяна Кашина:

– С первого конкурса дипломы лауреатов привезли Александр Петрович Сигуткин и Павел Евгеньевич Наймушин. Со второго – Зинаида Ильинична Складнева, Александр Александрович Мальгин и Сергей Михайлович Антаков.

Даже на уровне дорожных центров такие встречи приносят пользу. В 2008 году по инициативе ЕУЦ № 1 собирались заместители начальников центров по учебно-методической работе и председатели цикловых комиссий. Был принят ряд полезных решений.

Второй плюс – приглашение наших лауреатов в авторский коллектив по разработке учебно-методического комплекса по подготовке рабочих кадров Компании.

Корпоративный центр развития профобучения персонала прекрасно знает наших преподавателей, их творческий потенциал. Александру Петровичу Сигуткину, Павлу Евгеньевичу Наймушину и Людмиле Павловне Ольшанской предложено написать рабочие программы и рецензии к программам коллег из других школ. Такие задания выполняют и другие наши преподаватели.

Елена Сабурова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31