09 мая 2021 22:55

09 мая 2021 22:55

«Левша» стремится улучшать

Детская мечта стала отправной точкой <br />
для реализации серьёзного проекта<br />

Участники клуба железнодорожного моделизма «Левша» восстановили лабораторный макет для обучения дежурных по станции.

 

Вряд ли можно отыскать мальчишку, который останется равнодушным к игрушечной железной дороге. Но для некоторых это остаётся детской забавой, для других становится первым шагом к поиску своего места в жизни.

Подростком Евгений Здоровенко (ныне инженер сектора эксплуатации локомотивов Дирекции тяги) часто гостил у двоюродного брата. Ребята любили играть детской железной дорогой. Через некоторое время игрушка сломалась, но Женя принёс домой это сокровище и взялся за ремонт.

– Покрасил фанеру зелёной краской, будто это трава, нарисовал реку. Потом прикрепил маленькими сапожными гвоздиками дорогу. Из-за плохого контакта ток по рельсам бежал с перебоями – пришлось учиться паять. Затем захотелось сделать светофоры.

Когда Евгений поступил в колледж железно­дорожного транспорта, познакомился с ребятами, которые занимались на Малой Свердловской железной дороге. Через них вышел на моделиста Андрея Терентьева – он работал на ДЖД инструктором по моделизму.

– Андрей Анатольевич рассказал мне, где нужно искать информацию по интересующей теме. Затем, с учётом этих знаний, я вновь построил макет из старых и уже более новых деталей – какие смог насобирать. В общем, постоянное желание улучшить макет железной дороги двигало меня как мотор, – говорит Евгений Здоровенко.

Увлечение Евгений не оставил и после поступления в УрГУПС.
К 50-летию электромеханического факультета он с однокурсником Михаилом Мусатовым организовал выставку макетов и фоторабот. После этого к ребятам обратился начальник Управления организации образовательного процесса, ныне проректор по учебной работе УрГУПС Евгений Алексеевич Малыгин, который предложил восстановить разрушенный макет на кафедре «Управление эксплуатационной работой». Он использовался в лабораторных работах для обучения студентов на факультете управления процессами перевозок навыкам дежурного по станции.

После переговоров с руководством кафедры и ректоратом было решено заняться воссозданием макета. Сложность была в том, что разрабатывать техдокументацию пришлось с учётом существующего плана станций. В процессе строительства родилась идея привлечь к работе таких же заинтересованных и творчески активных ребят.

– Мы начали делать макет ещё до официального разрешения на формирование творческого союза, а в апреле 2007 года появился студенческий клуб железнодорожного моделизма «Левша», – рассказывает Евгений Здоровенко.

Ребята продолжили работу. Параллельно воплощали и другие идеи. Например, в макете «Город идей» моделисты постарались реализовать максимум возможных приёмов, имеющихся на тот момент в их арсенале. Впоследствии этот труд побывал на многих выставках в разных городах России. В это же время Евгений Здоровенко создал макет, вполне оправдывающий название клуба, – крошечную железную дорогу в масштабе 1:220 c паровозиком размером чуть больше двухрублёвой монеты.

Меж тем в основном начинании «Левши» – макете на кафедре «Управление эксплуатационной работой» – появлялись новые станции: Студенческая, Комсомольская, Солнечная. Последняя, четвёртая, станция Алмаз изготовлена в январе 2009 года. В общей сложности вновь созданный макет занял восемь с половиной квадратных метров. Для того чтобы «оживить» творение «левшей», планировалось подключить его к релейным шкафам. Но половина из них давно пришла в негодность, так что работа оказалась неподъёмной. Благодаря поддержке Евгения Малыгина была найдена сумма, необходимая для полномасштабного обновления материально-технической базы лаборатории организации движения поездов. Накануне 2011 года в ней появилось новое микропроцессорное оснащение для функционирования пультов управления дежурного по станции и для создания современных автоматизированных рабочих мест диспетчеров. Это обновление уже успели апробировать потенциальные студенты университета, побывавшие на Дне открытых дверей. Пока макет использовался только при подаче теоретического материала, помогая составить более чёткое представление о том, что такое подъездные пути или открытие входного сигнала. Затем ребята приступали
к практике – приёму и отправлению виртуальных поездов за диспетчерскими пультами. В нынешнем году эти функции управления будут синхронизированы с ходом миниатюрных составов по маленькой железной дороге.

– Получилось, что создание макета послужило отправной точкой для реализации масштабной идеи, – резюмирует Евгений Здоровенко.

 

Валерия Сомова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31