21 января 2021 21:14

21 января 2021 21:14

По «железке» – в таёжную глушь

В некоторые лесные посёлки Свердловской области можно добраться только по узкоколейной железной дороге

Алапаевскую узкоколейку ласково величают младшей сестрой Свердловской железной дороги. По меркам нашей магистрали её масштабы и впрямь кажутся игрушечными: размер колеи 750 миллиметров – это при том, что на обычных магистралях России – 1520 миллиметров. Все прелести путешествия по раритетной дороге испытал на себе корреспондент «УМ».

 

Вагон из мультика

Из алапаевского депо в путь отправляется крошечный поезд, очень напоминающий состав на Детской железной дороге. Впрочем, миниатюрный здесь не только он – такие же маленькие и платформа, и билетная касса, и станционное здание… Все, кто едут по узкоколейке, замечают, каким нереальным, словно из мультфильма, кажется путевое хозяйство и инфраструктура вокруг. Элемент сказочности вносят и названия станций – Санкино, Калач, Гаранинка, Ельничная, Муратково...

…Покупаю билет до Санкино, иду к вагону. Трогаемся в 19.30; нам предстоит шестичасовой путь через таёжные посёлки, где нет ни супермаркетов, ни электричества, ни автомобильных дорог.

Вагоны отапливаются углём. Говорят, женщины-проводницы возвращаются
с 12-часовой смены чёрными от сажи и пепла, ведь всё время топят.

По сравнению с обычными поездами, в этом сильно качает. Ходить или стоять почти невозможно…

– Впервые разговоры о строительстве железной дороги с колеей 500 мм для развоза сырья между заводами Алапаевского горного округа зашли
в 1822 году, – говорит мой попутчик Андрей Николаевич, бывший машинист. – Но возведение «железки» началось лишь в 1894 году. Правда, размер колеи для надёжности увеличили до 750 мм. В середине ХХ века основным назначением узкоколейки был вывоз леса.
К 1970 году узкоколейная железная дорога достигла своей максимальной протяжённости – 660 километров со всеми «усами»-ответвлениями от основного пути. Тогда дорога насчитывала несколько десятков станций и посёлков, ежедневно перевозила тонны кубометров леса и давала работу тысячам свердловчан. Уральское дерево шло на экспорт во все европейские страны,
в Японию.

Сегодня дорога используется только для перевозки жителей бывших лесных посёлков, по ней ходят 19 локомотивов, самому молодому из которых больше 35 лет. Несмотря на то, что сейчас дорога убыточна, а длина её путей ежегодно уменьшается, она по-прежнему остаётся уникальной и привлекает к себе туристов со всех уголков России и даже из-за границы.

 

островитяне

из глубинки

Ещё года три назад от станции Угольной до посёлка Зенковка четыре раза в неделю ходил пассажирский поезд. Потом люди стали потихоньку переселяться: ни работы, ни электричества в посёлке не было. Когда в глуши осталось пять домов, расписание движения поездов сменили – сначала поезд стал ходить два раза в неделю, потом раз в месяц. Содержать 27-километровый путь стало накладно и бесперспективно. Тогда его решили разобрать, а оставшихся жителей переселить в другие посёлки. Все переехали, а один мужчина с семьёй остался. Так и живут в Зенковке по сей день, отшельниками.

Останавливаемся на Ельничной. Здесь отцепляют два вагона: их путь пойдёт правее от основного, до станции Гаранинка. Здесь же выгружают продукты, а почтовый вагон наполняют бандеролями и посылками. На почти необитаемой Чернышовке остаётся ещё один вагончик. Скоро его подцепит тепловоз и потянет на Березовку, где живёт всего 40 человек. Туда поезд ходит два раза в месяц.

В Санкино встречать поезд в половине второго вышли те, кто поджидал родных из Алапаевска. Из всех близлежащих это – самый крупный посёлок: здесь есть школа, клуб, библиотека, интернат, больница, детский сад, несколько магазинов и пилорама. Неподалёку – поселки Новосёлово (с 57 жителями) и Афончиково, где прописано 28 человек. Близ Новосёлово расположен скит Североуральского монастыря, в нём живут семеро монахов.

В 40 километрах севернее – посёлок Калач. Если в Санкино зимой можно добраться по зимнику, а летом лесовозной дорогой, то в Калач – только поездом. Связи здесь нет, а свет – два часа утром и три вечером, от собственной дизельной электростанции.

 

За ягодами –

на «беде»

Для жителей лесных посёлков, где не развиты автодороги, самым популярным личным транспортом являются дрезины. Официально право ездить на них имеют лишь путейцы узкоколейки. Но так называемых «самовольщиков» в Алапаевском районе достаточно.

– Поставил дрезину на рельсы, уселся да поехал – на рыбалку или за грибами, – говорит один из местных жителей.

Куда меньше радости в словах железнодорожников:

– Мы называем дрезины «бедой», ведь от них часто бывают неприятности на дороге, – говорит машинист Николай Громов.

Впрочем, когда наступает ягодный или грибной сезон, предостережения мало кого останавливают. Жители отправляются за клюквой и брусникой – эти ягоды здесь россыпями, во мхах. Собирают, а потом увозят товар на продажу в Алапаевск. О здешних рыбных богатствах разговор особый: в Туре водится щука, лещ, окунь и судак.

Узкоколейка проложена по тонкой лесной просеке,
а с двух сторон стеною стоит тайга. Олени, белки, зайцы и даже лисы с медведями
и волками, удирающие от шума поезда, – для пассажиров зрелище не редкое.

Говорят, лет десять назад Алапаевский район, который паутиной охватывает узкоколейка, исследовали геологи. Близ посёлка Строкинка обнаружили большой пласт каменного угля. Чуть севернее отсюда нашли уран. В Санкино и Болотово – минеральные источники. А совсем недавно выяснили: в одной из рек – богатейшие залежи песка.

До сих пор в воздухе витает идея сделать из узкоколейки объект, привлекательный для посещения туристов. В связи с этим на «узкую колею» обратило внимание правительство Свердловской области. У жителей алапаевских посёлков появилась надежда на возрождение узкоколейки.

 

Справка

В ХХ веке в Свердловской области насчитывалось около 100 узкоколеек. В основном они строились в труднодоступных северных территориях (например, близ Ивделя), а также рядом с крупными заводами. Сейчас, кроме алапаевской, действующих в области нет. В мире таких миниатюрных дорог тоже почти не сохранилось. Правда, узкая колея используется для грузовых перевозок в Саксонии и на острове Рюген. В Польше до 2001 года действовала сеть пассажирских узкоколеек, но они прекратили своё существование. А вот в Швейцарии метровые узкоколейки и по сей день успешно перевозят пассажиров: в горных районах им нет альтернативы.

 

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31