24 января 2021 02:39

24 января 2021 02:39

Симулировать разрешается

Учебные центры магистралей пополнятся тренажёрами разных классов

Система подготовки локомотивных бригад изменится. Процесс обучения будет увязан с классификацией тренажёрных комплексов. О новшествах рассказывает Валерий Чумаков, заместитель начальника Екатеринбургского учебного центра № 1 – начальник отделения локомотивного хозяйства.

 

– Улучшение профподготовки и качества обучения – одно из приоритетных направлений деятельности локомотивного хозяйства. В соответствии с ним в ОАО «РЖД» разработаны проекты методических рекомендаций о порядке обучения локомотивных бригад на тренажёрных комплексах, регламенты оснащения учебных кабинетов и технические требования к тренажёрам. Они теперь делятся на три класса – базовые симуляторы, специализированные и комплексные тренажёры.

– Валерий Юрьевич, чем отличаются тренажёры разных классов?

– Базовые симуляторы собираются преимущественно на основе стандартных устройств персонального компьютера, а пульт управления локомотивом или его отдельные приборы моделируются программными средствами. Базовые симуляторы полезны для начальной стадии обучения режимам вождения и ведению переговоров. Они относительно недорогие, ими можно оборудовать целый класс.

Специализированные тренажёры создаются с использованием действующих пультов управления, приборов, агрегатов. Они отличаются высокой степенью подобия реальной деятельности. Поэтому специализированные тренажёры предназначены для отработки отдельных профессиональных функций или же целых групп функций.

Комплексные тренажёры также оснащены реальными пультами управления в макетах кабин локомотивов, на динамических платформах. Это обеспечивает максимальное воссоздание рабочей обстановки при обучении машинистов и помощников наиболее сложным режимам вождения и нештатным ситуациям, переговорам между участниками движения. Предусмотрена и возможность совместной работы с другими тренажёрами.

– Получается, классы тренажёрных комплексов соответствуют ступеням обучения?

– Да, процесс обучения строится «от простого к сложному», по восходящей линии. От общих понятий управления локомотивом на начальной стадии подготовки и до отработки наиболее сложных, специфических задач перед выпуском или завершением курсов повышения квалификации.

– На тренажёрах курсант получает практические навыки. А как обстоит дело с теорией? Хватает ли учебной литературы, особенно по машинам новых серий?

– С этим хуже. По устройству и эксплуатации электровоза 2ЭС6 «Синара» машинисты-инструкторы учебного центра Александр Мальгин и Александр Подоплелов написали памятки для локомотивных бригад. А преподаватель Павел Наймушин составил методическое пособие «Автоматические тормоза электровоза 2ЭС6». Буквально две недели назад он уже отправил рукопись на рецензирование в Москву. Кроме того, преподаватели центра подготовили серию презентаций по устройству «Синары».

– Значит, преподаватели изучают новую технику едва ли не параллельно с курсантами?

– Они всё же обязаны получать новые знания раньше тех, кому их передают. Группа наших преподавателей уже прошла подготовку на производственной базе компании «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, где, собственно, и выпускают электровозы 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит». Они побывали в цехах, посмотрели, как организован производственный процесс, получили теоретические знания, прошли итоговую практику и совершили несколько опытных поездок на новых локомотивах. Кроме того, среди преподавателей нашего учебного центра есть и те, которые водили электровозы и старых, и новых серий. Так что опыт у них богатый. Плюс самостоятельное обучение, об этой составляющей никто не забывает.

– Валерий Юрьевич, место в парке электровозов постепенно занимает и «Гранит». Центр готов обучать локомотивные бригады работе на этом локомотиве?

– Действительно, сейчас на дороге проходит испытания 2ЭС10 под восьмым номером. И четверо преподавателей нашего учебного центра уже завершили подготовку на том же предприятии «Уральские локомотивы». Занятия вели сотрудники завода и представители немецкого концерна «Сименс». Курсы трёхнедельные, ещё неделя ушла на практику.

Что касается материально-технической базы нашего центра, то к концу года к нам по планам должен поступить тренажёр 2ЭС10, первый на сети. Он будет относиться к тренажёрам первого класса. То есть в комплексе будет заложен максимум возможностей для качественного обучения локомотивных бригад для работы на новейшем электровозе.

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31