18 января 2021 07:24

18 января 2021 07:24

Петр Эсаулов: Мы – за разумную тарифную политику и бюджетную поддержку

Совет директоров ОАО «РЖД» на заседании, состоявшемся 27 июля, единогласно одобрил бизнес-план и принял решение о создании Пермской пригородной компании. О том, насколько целесообразно появление нового предприятия-перевозчика и ожидаемых перспективах его развития рассказывает заместитель начальника Свердловской железной дороги по реформированию и работе с органами власти субъектов Российской Федерации Пётр Эсаулов.

 

– Пётр Михайлович, создание Пермской пригородной компании поможет улучшить ситуацию с пригородными перевозками в крае?

– Компания получит статус юридического лица. В отличие от структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги», сегодня выполняющих функции перевозчика в Пермском крае, у неё будет больше полномочий и возможностей для повышения эффективности пригородных перевозок и уровня транспортного обслуживания населения.

Свою деятельность в качестве перевозчика Пермская пригородная компания начнёт 1 января 2010 года. Вполне возможно, что с 1 октября этого года она станет оказывать аутсорсинговые (агентские) услуги по
обслуживанию пассажиров.

– Приведёт ли создание Пермской пригородной компании к снижению убытков дороги в сфере пригородных пассажирских перевозок?

– Пока мы можем говорить лишь о частичном снижении убыточности и повышении доходности. Проблему в целом не решат ни полный сбор выручки, ни увеличение тарифов, ни борьба с безбилетниками. Необходим значительный уровень компенсации выпадающих доходов субъектами федерации.

Опыт других стран мира свидетельствует: пригородные перевозки не рентабельны. Поэтому убытки там компенсируются за счёт государства. У нас же со стороны субъектов федерации они компенсируются далеко не в полной мере.

Так, в прошлом году убытки от пригородных перевозок по Пермскому краю составили 428 миллионов рублей. Из них правительством края компенсировано всего лишь 24 миллиона рублей.

Проблема в том, что у нас до конца не отработан законодательный механизм. По постановлению № 239 Правительства РФ «О мерах по упорядочению госрегулирования цен», принятом ещё в 1995 году, выходит, что субъектам федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на пригородных перевозках. А в прошлом году вышло постановление
№ 950 «Об участии субъектов РФ в регулировании и контроле деятельности естественных монополий». На наш взгляд, оно регламентирует обязанность регулирования тарифов со стороны администраций регионов.
К сожалению, далеко не все субъекты федерации так считают, так как оно не отменило действие постановления № 239.

Важно не просто создать рыночную компанию, занимающуюся пригородными перевозками. Необходимо, чтобы субъекты федерации регулировали тарифы и оказывали бюджетную поддержку таким предприятиям. Ведь это не просто бизнес, ставящий перед собой цель заработать прибыль. Пригородные перевозки – это социально ответственный бизнес. А в условиях кризиса это одна из мер поддержки населения. Как со стороны власти, так и частных структур. Компания-перевозчик не может безмерно повышать тарифы, поскольку это отразится на платежеспособности населения.

 

– Какими будут первые шаги компании в качестве перевозчика?

– Нами разработан бизнес-план, в соответствии с которым развитие Пермской пригородной компании будет проходить в несколько этапов.

На первом этапе компании передадут в эксплуатацию скоростной поезд повышенной комфортности «Парма», курсирующий по маршруту Пермь – Свердловск,
23 поезда проекта «Городская электричка» и два поезда Пермь – Лысьва. Надеемся, что Правительство Пермского края заложит в краевой бюджет 2010 года 86 миллионов рублей для компенсации выпадающих доходов Пермской пригородной компании на первом этапе.
Поскольку за короткое время (за 2010 год) невозможно получить значительный эффект от реализации мероприятий по снижению расходов и повышению доходов. Если компания не получит бюджетных дотаций и сработает убыточно, то она может быть ликвидирована на основании закона об акционерных обществах, поскольку стоимость балансовых активов будет ниже уставного капитала. Важно этого не допустить.

Впоследствии нагрузка на бюджет Пермского края будет снижаться.  Появится экономический эффект от реализации мер по повышению доходности. Это программа пресечения безбилетного проезда, увеличение количества разъездных кассиров, усиление перронного контроля, внедрение терминалов по продаже билетов. Также будут приняты меры по оптимизации маршрутной сети, согласованные с Правительством Пермского края. Речь идёт об отмене «малонаселённых» поездов при минимальном ущербе для пассажиров. Поскольку это поезда, курсирующие в дневное время или на тех участках, где есть другие виды транспорта. Количество поездов в часы пик, выходные и праздничные дни, особенно во время дачного сезона будет максимально сохранено.

Все эти мероприятия помогут сократить расходы Пермской пригородной компании.

В целом, до 2015 года ОАО «Российские железные дороги» планирует передать ОАО «ППК» все поезда на полигоне Пермской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Возможно, это произойдёт раньше, если бизнес-план будет реализован в более короткие сроки.

 

– Пётр Михайлович, в рамках развития Пермской пригородной компании предполагается ли реализация новых проектов?

– Будем использовать опыт Свердловской пригородной компании.

Планируем реализацию проектов трансмодальных перевозок, когда в одну перевозочную цепочку включается несколько видов транспорта. Например, на узловой станции из электрички выходит большая часть пассажиров. Везти оставшихся в вагонах пять-десять человек на конечную станцию нецелесообразно. В руках у пассажира единый билет, он пересаживается на автобус или маршрутку, которые будет обслуживать также Пермская пригородная компания, и с комфортом доезжает до места назначения, не оформляя более никаких перевозочных документов. В таком случае, перевозки станут менее затратными. Компания получит лицензию на осуществление и железнодорожных, и автомобильных пассажирских перевозок.

Надеюсь, что со временем у Пермской пригородной компании появится и свой подвижной состав по лизинговой схеме или за счёт поддержки акционеров. В том числе, и комфортные рельсовые автобусы РА-2.

Но, повторюсь, для достижения этих целей обязательно необходима бюджетная поддержка, особенно, в первые годы работы компании.

С созданием Пермской пригородной компании мы станем второй магистралью (после Западно-Сибирской), на полигоне которой железнодорожные пригородные перевозки осуществляются пригородными компаниями.

Сергей Мустафин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31