21 января 2021 04:42

21 января 2021 04:42

Учить с нуля или переучивать?

Большой опыт работы может сыграть недобрую шутку, считают машинисты

Бытует мнение, что машинистам со стажем тяжелее даётся управление локомотивами новых серий, чем их коллегам, сразу начавшим работать с современной техникой. Правда это или вымысел, наш корреспондент пытался разобраться вместе с локомотивщиками.

 

Парк тягового подвижного состава на сети обновляется. На нашей магистрали этот процесс, наверное, больше затрагивает грузовое движение. Названия электровозов 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит» у всех на слуху. Они производятся в границах дороги и поступают сначала в местные депо. А потому и со многими нюансами их эксплуатации здесь сталкиваются раньше, чем где бы то ни было. Например, в части подготовки локомотивных бригад к работе на новых машинах.

 

Наблюдения тех, кто обучает…

Локомотивщики собрали ценный багаж знаний и теперь извлекают из него массу полезных вещей. Интересную тенденцию отследили в крупнейшем депо магистрали – Свердловск-сортировочный. Она касается тонкостей обучения бригад на 2ЭС6.

– Те ребята, которые не работали машинистами старых электровозов, гораздо быстрее адаптируются к системам управления 2ЭС6. А машинистам, которые уже давно водят одни и те же локомотивы, переход даётся тяжело. Есть у них какая-то боязнь управления, – делится наблюдениями машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-сортировочный Андрей Николаев.

Между тем особенности управления – это самое важное, что нужно донести до каждого машиниста, считает мой собеседник. Ведь старожилы до сих пор ещё не сталкивались с электронными системами управления и независимого возбуждения. Да и к «чёрному ящику» на борту не привыкли.

– Конструктивно электровозы абсолютно разные, – подтверждает машинист-инструктор отделения локомотивного хозяйства Екатеринбургского учебного центра № 1 Александр Мальгин. – ВЛ11 и ВЛ11К – и те трудно сравнивать, а уж сопоставлять их с «Синарой» и «Гранитом» просто некоррект­но. Я, когда пересаживался со старой машины на 2ЭС6, почувствовал: да, она может меня «поймать».

Александр Александрович объясняет: у большинства опытных машинистов действия в поездке доведены до автоматизма. На электровозах новых серий это может сыграть злую шутку. Избавиться от излишнего теперь автоматизма и приобрести действительно нужные навыки помогают тренажёры.

 

…и взгляд тех, кого обучают

Любопытно, что сами машинисты не считают переход к управлению новой техникой слишком трудным. Единственными барьерами в процессе обучения респонденты называют резкое неприятие и боязнь перемен. Такое, признают они, порой встречается среди возрастных машинистов.

– Пневматическое оборудование, микропроцессорные системы управления и диагностики, унифицированный комплекс тормозного оборудования – нужно лишь посетить опредёленное количество занятий, чтобы научиться пользоваться всем этим и набить руку. Всё для нашего удобства, электровоз даже подсказывает, где и какие неисправности скрываются, – отмечает машинист эксплуатационного локомотивного депо Камышлов Владимир Подкорытов.

В то же время машинисты не припомнили случаев, когда опытным коллегам так и не удалось «подружиться» с новой техникой – опыт есть опыт. Для себя же мои собеседники вывели формулу из трёх слагаемых: большое желание, неподдельный интерес и регулярная самоподготовка.

– Мне 52 года, почти 30 из них работаю помощником и машинистом, есть у меня права на ВЛ11, ВЛ11К, 2ЭС6. Вроде бы достаточно, но я человек такой, любознательный, поэтому обучился и на «Гранит». 90 процентов навыков дали тренажёры. Как говорится, теория без практики мертва, – рассказывает машинист эксплуатационного локомотивного депо Пермь-сортировочная Николай Кораблёв.

Выходит, некоторые трудности в управлении электровозами 2ЭС6 и 2ЭС10 машинисты могут испытывать. Однако при желании и должном подходе к подготовке они преодолимы. Тогда и многолетний опыт работы пойдёт на пользу, а не во вред.

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31