21 января 2021 21:47

21 января 2021 21:47

Диагноз – без разрушения

Насыщенность современным оборудованием на участке<br />
неразрушающего контроля вагонного ремонтного депо<br />
Свердловск-сортировочный не исключает человеческого фактора<br />

Участок неразрушающего контроля – важнейшее звено технологичес-
кой цепочки в тележечном цехе вагонного ремонтного депо Свердловск-сортировочный. На этом участке выявляется наличие дефектов в литых деталях тележек –
боковых рамах и надрессорных балках – и их ремонтопригодность.

 

Огромное помещение цеха заполнено современным диагностическим и ремонтным оборудованием. Слышен грохот кантуемых литых рам, металлический скрежет цепей, видны плывущие в воздухе от одной позиции к другой массивные детали. Поступившую в цех тележку моют в специальной мойке, на позиции разборки снимают мелкие детали, а оставшиеся литые детали – две боковые рамы и надрессорную балку – устанавливают для неразрушающего контроля и передают в распоряжение дефектоскопистов.

– В процессе неразрушающего контроля детали проходят несколько позиций, – рассказывает мастер участка Оксана Шепелюк. – На каждой –
свой метод дефектоскопирования: феррозондовый, магнитопорошковый, ультразвуковой и акустико-эмиссионный.

Если есть дефект в литье – трещина или невидимая глазу раковина –
современное оборудование выявит его и выдаст диагноз. Но первоначальный контроль за состоянием качества деталей начинается с визуального осмотра дефектоскопистом, обязательно с применением лупы.

– Глаза – это наш основной «прибор» – говорит дефектоскопист
VI разряда Александра Куленко.

Подсвечивая переносной лампой, она осматривает установленную на специальное стационарное намагничивающее устройство МСН-10 боковую раму тележки. Видимых трещин не выявлено.

На следующем этапе деталь тележки намагничивается. Для этого к боковой раме подводят замыкатели намагничивающего устройства и подают электрический ток в постоянные электромагниты. В определённых точках на деталях проверяется напряжённость магнитного поля. Затем дефектоскопист заносит в феррозондовый дефектоскоп заводской номер детали, завода и год её выпуска, а потом с помощью стандартного образца устанавливает порог чувствительности контроля. Преобразователем дефектоскопа проверяются все зоны контроля боковой рамы. Если прибор показывает превышение порогового значения градиента магнитного поля, значит, в детали имеется дефект, обнаруженный с помощью первого метода контроля –
феррозондового.

Дальше боковая рама проверяется магнитопорошковым методом.
В углы её буксового проёма наносится магнитный индикатор в виде водной суспензии. При наличии даже микроскопической трещины над ней образуется заметный глазу валик. Ультразвуковым методом контролируется толщина детали.

Акустико-эмиссионный метод контроля – в технологическом отношении самый трудоёмкий. Он применяется, когда необходимо дать заключение о возможности продления сроков эксплуатации литых деталей тележки.

– Чтобы получить диагноз, на боковую раму даётся нагрузка, имитирующая поездные условия, – объясняет Александра Куленко.

С помощью гидроцилиндров на каждую из деталей, установленных на специальных нагружающих устройствах, по вертикали может нагружаться до 72 тонн силы, а по горизонтали – до 12 тонн.

Примагниченные к предварительно зачищенным участкам деталей акустические датчики улавливают сигналы из очагов, где со временем может зародиться дефект. Трещины ещё нет, а есть всего лишь «слабина» или участок, где со временем она может развиться. Диагностирующее устройство само выдаёт заключение о степени риска или возможности дальнейшей эксплуатации боковых рам и надрессорных балок…

Чтобы освоить эту разработанную сибирскими учёными технологию профилактики дефекта, Александра Куленко несколько месяцев обучалась на курсах в Новосибирском ГУПС. До этого закончила Екатеринбургский учебный центр по специальности дефектоскопист магнитного и ультразвукового контроля. Профессиональный путь на Свердловской дороге начался у Александры в 2002 году в вагоноремонтном депо Кизел. С 2006 года она работает в вагонном ремонт-
ном депо Свердловск-сортировочный.

– Кроме необходимых знаний и опыта, немалое значение для нас имеет даже то, с каким настроением идёшь на работу, какие взаимоотношения складываются в коллективе, – отмечает Александра Куленко.

Позитивный настрой необходим дефектоскопистам для полной сосредоточенности. За рабочую смену один специалист на участке контроля литых деталей тележек проверяет до десяти тележек.

– От качества нашей работы зависит безопасность движения, – подводит итог демонстрационного экскурса Александра.

Сергей Маслаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31