25 января 2021 03:25

25 января 2021 03:25

Город, который мог остаться без «железки»

Стальные нити протянулись через Камышлов благодаря <br />
предприимчивости местных купцов<br />

Первоначально этот город не значился в проекте линии Екатеринбург –
Тюмень. Она должна была огибать его низкую, болотистую местность. Представители камышловских деловых кругов считали иначе.

 

Осенний осмотр

Скоростной электропоезд покрывает расстояние от Екатеринбурга до Камышлова за два с половиной часа. Столь быстрые перемещения между этими городами для нас привычны.

Ровно сто двадцать пять лет назад эта пара часов с «хвостиком» казалась фантастикой. В 1885 году приёмочная комиссия потратила на визуальную инспекцию новенького участка намного больше времени.

Поездка напоминала нынешний комиссионный осмотр. Даже состоялась она осенью. Звучали в адрес участка и похвалы, и замечания.

«К числу недоделок относились: по телеграфу – углубление в землю и перестановка столбов, установка к ним подпор и телефонных приборов по всей линии», – пишет в «Очерках истории Тюменского отделения дороги» Владислав Коптелов.

Недоработки устранили, как водится, незамедлительно. Так в Камышлове появилась и железнодорожная связь, и другие блага бурно развивающейся отрасли.

 

Сила убеждения

Камышлов стал заметной точкой государства, как только через город пролёг Сибирский тракт. Со временем, однако, он перестал справляться с потоками гужевого транспорта и товаров.

Тогда деловые круги предложили провести в этом направлении «железку». Первые изыскания показали, что ветку следует строить в обход Камышлова, поскольку почва здесь заболоченная.

– Говорят, камышловские хлеботорговцы дали изыскателям большую взятку, чтобы те изменили первоначальный план, –
рассказывает хранитель фондов городского краеведческого музея Ирина Суворова. – После этого пути были подведены к самому городу.

Долгожданное открытие узла состоялось 28 ию-
ля 1886 года. Но даже в этот торжественный день в толпе раздавался недовольный ропот: отчего станция лишь четвёртого, а не второго класса, и нет на ней буфета?

Удивительно, но и в этот раз камышловцы добились своего. Дума и купцы города убедили министерство путей сообщения, что станции нужно присвоить второй класс. В этом статусе она встречает гостей и поныне.

 

История

по обе стороны

путей

Здание вокзала – памятник истории и культуры Свердловской области.

– В декоративном решении фасада здания использованы элементы русско-византийского стиля, – описывает его архитектор Андрей Борисов. – Нельзя не заметить строгость пилястр, неброский орнамент кирпичной кладки. Всё это создаёт образ умеренности, солидности, спокойствия…

Стены и потолок вокзала украшены лепниной. В вестибюле – литые чугунные опоры, поражающие своей крепостью.

На противоположной от вокзала стороне сохранилось бывшее паровозное здание, рассчитанное на 14 этих машин. Здесь размещались паровозо-
сборочное и механическое отделения, станки, кузница на четыре горна с вентилятором и паяльной печью. Сейчас все эти площади занимают локомотивное депо и Камышловский электротехнический завод.

 

Железнодорожные кавалеры

С появлением магистрали и развитием железнодорожной инфраструктуры жизнь камышловцев изменилась кардинально. Это проявилось не только в производственной сфере, но и в социальной.

Ни одно гуляние не обходилось без железнодорожников, которых горожане уважали. Или даже боготворили, если верить запискам XIX века журналиста газеты «Екатеринбургская неделя» Андрея Могилы:

«Увы, туземные камышловские кавалеры! – восклицает он. – С проведением железной дороги померкла ваша слава, железнодорожники отняли её у вас и не возвратить вам её никогда. Железнодорожные кавалеры в совершенстве знают тонкость деликатного обхождения с девицами, танцуют до упаду, а вы ходите медведями, норовите почаще заглянуть в буфет и, встретившись там с барышней, заводите якобы умную речь».

Камышлов наших дней не представить без железной дороги. Что ни здание – то история, имя, событие. Даже не верится, что всей этой железнодорожной инфраструктуры здесь могло бы и не быть…

 

КСТАТИ

Открытие станции Камышлов сопровождалось

освящением пути, который соединил Азию

с Европой, Иртыш с Волгой, Центральную часть России с Сибирью. Его совершил епископ Екатеринбургский

и Ирбитский Нафанаил. К молебствию присоединились министр путей сообщения генерал-адъютант Посьет, Пермский и Тобольский губернаторы, а также знатные представители Перми, Екатеринбурга, Тюмени

и Тобольска.

Евгений Невольниченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31