16 января 2021 05:56

16 января 2021 05:56

«Пробник» для мягкого хода

Свердловская железная дорога испытывает новинку для уменьшения трения между рельсами и колёсными парами

На первом пути станции Камышлов в опытную эксплуатацию запущен гребнесмазыватель. Он предназначен для нанесения смазки на боковую поверхность рельсов. Усовершенствованная модель, полагают эксперты, способна заменить устаревшие лубрикаторы РС-5.

 

Гребнесмазыватель разработан Дорожным конструкторско-технологическим бюро. В начале прошлого года специалисты поставили перед собой задачу: создать оборудование, которое исключало бы недостатки двух используемых типов стационарных лубрикаторов – РС-5 производства калужского завода «Ремпутьмаш» и СПР-02 саратовского предприятия «Машиностроитель».
       Первый лубрикатор, механический, поступает на магистраль ещё с 2004 года. Принцип его действия следующий: смазка из бачка поступает в устройство по шлангу и далее распределяется по питающей пластине. Она расположена на головке рельса. Если неправильно выбрано место установки лубрикатора, гребни колёсных пар подвижного состава могут не захватить смазку, и тогда устройство сработает вхолостую. Вдобавок пластина быстро изнашивается, а отверстия часто забиваются грязью.

– Второй тип, более современный, применяется на дороге с 2007 года. Смазка подаётся на рельсы форсункой – при помощи сжатого азота. Для управления лубрикатором на обочине установлен шкаф с газовым баллоном, пневмо- и электрооборудованием. У этого типа лубрикаторов тоже есть минусы – часто приходится заправлять баллон. Если лубрикатор на перегоне, это становится серьёзной проблемой. Ещё довольно быстро разряжаются элементы питания, особенно зимой, – рассказывает начальник технологического отдела ДКТБ Владимир Баталов.

В последние годы эксплуатации этих лубрикаторов стало очевидным: нужен новый гребнесмазыватель, простой в обслуживании, не сильно затратный, но при этом эффективный. Такой образец разработан. По словам специалистов, устройство обладает несколькими преимуществами. Во-первых, лубрикатор с помощью струбцин крепится прямо к рельсу и не нарушает его целостности. Во-вторых, гребнесмазыватель легко заправлять смазкой, сжатого газа вовсе не требуется. В-третьих, нет необходимости во внешних источниках энергии: устройство действует благодаря кинетической энергии проходящих над ними колёсных пар состава. Для устойчивого контакта гребней колёсной пары со смазкой применяется смазочная щётка.

– Осенью прошлого года на станции Екатеринбург-Сортировочный прошли тестовые испытания, обрабатывалась технологичность конструкции. А уже в начале декабря образец поступил в опытную эксплуатацию в Камышловскую дистанцию пути, – обозначает ключевые этапы начальник конструкторского отдела ДКТБ Александр Бирюков.

Полигон испытаний устройства выбран неслучайно. В сравнении с прошлым годом благодаря стационарным лубрикаторам на Камышловской дистанции пути значительно снизился уровень бокового износа рельсов. Кроме того, тестирование наиболее показательно именно на участке Транссиба: за сутки здесь проходит около ста пассажирских и грузовых поездов.

С первого же дня эксперимента гребнесмазыватель находится на попечении наладчика путевых и строительных машин мастерских этой дистанции пути Николая Каблова. Он обслуживает оборудование и наблюдает за его работой.

– Записываю несколько показателей: расход смазки, температуру воздуха на улице, есть ли осадки. За месяц эксперимента поломок не было. Обслуживать лубрикатор просто и удобно. Но есть один недостаток – осевое масло, которым заправлен гребнесмазыватель. При низких температурах и осадках этот материал загустевает, и эффективность смазывания снижается, – отмечает Николай Викторович.

– Смазывающая щётка выполнена из неэластичного материала, из-за этого её ворс быстро изнашивается, – добавляет инженер техотдела Камышловской дистанции пути Екатерина Романова. – Вот если ресурс смазывающей щётки увеличат, гребнесмазыватель получит все шансы для широкой эксплуатации, то есть во всех дистанциях пути магистрали.

По словам Екатерины Николаевны, перед установкой лубрикатора дорожный мастер их дистанции измерил боковой износ рельсов на первом пути. Спустя некоторое время специалисты перепроверят этот показатель. И только тогда можно будет сделать объективный вывод об эффективности разработки.

Известно, что в мае лубрикатор переместят на стрелочный перевод.  Данные, которые получат камышловские специалисты, поступят и в ДКТБ. На основе отчётов конструкторы, если потребуется, доработают лубрикатор, после чего запатентуют и передадут путейцам в постоянную эксплуатацию.

Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31