27 января 2021 19:36

27 января 2021 19:36

Добро пожаловать в «Кафетерий»!

Новая форма поддержки персонала успела полюбиться железнодорожникам

Юрий Пикалин,

заместитель начальника Свердловской железной дороги по кадрам и социальным вопросам

В прошлом году на нашей дороге в полном режиме начала работать новая система социальной поддержки персонала ОАО «РЖД». Тысячи железнодорожников уже сумели оценить преимущества компенсируемого социального пакета, возместив часть личных трат. Первые итоги проекта «Кафетерий»  в беседе с корреспондентом «УМ» подвёл Юрий
Пикалин.

 

– Юрий Анатольевич, оправдал ли ожидания новый способ социальной поддержки железнодорожников?

– В 2011 году нам удалось почти на сто процентов выполнить план реализации средств, направленных на компенсируемый социальный пакет. В результате было освоено более 25 миллионов рублей. Конечно же, результаты оправдали наши ожидания. Прошлый год стал для нас вторым шагом в реализации КСП на Свердловской железной дороге. После 2010 года, когда система только опробовалась, «Кафетерий» получил ещё большее распространение.

В проекте приняло участие более 1600 человек с 40 предприятий магистрали: 34 предприятия входят в состав Дирекции инфраструктуры, одно – в состав Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, а остальные коллективы – это эксплуатационные локомотивные депо.

– Какие услуги железнодорожники чаще всего выбирали для компенсации?

– Участники проекта «Кафетерий» могли выбрать любой вариант из одиннадцати предложенных. Как правило, каждый выбирал те услуги, которыми чаще всего пользуется. Самой востребованной оказалась компенсация затрат на горюче-смазочные материалы: освоено почти 10 миллионов рублей. Столько же средств было направлено на дополнительные взносы в НПФ «Благосостояние». Следующим по популярности оказался такой пункт КСП, как питание работников (реализовано около двух миллионов рублей). 800 тысяч рублей пошло на компенсацию оплаты услуг сотовой связи, 700 тысяч – на медицинские услуги сверх базового страхового полиса ДМС, 399 тысяч – на оплату детских садов и 300 тысяч – на Интернет.

Несколько железнодорожников выбрали для компенсации летний отдых детей, на неё было направлено более 82 тысяч рублей. На санаторно-курортное лечение израсходовано 75 тысяч рублей.

Невостребованными оказались услуги спортивных и культурных учреждений. Связываю это с тем, что в небольших городах и посёлках мало подобных заведений. Основная же масса участников проекта «Кафетерий» – жители с небольших линейных станций.

– Возникали какие-то сложности при компенсации услуг?

– Больших сложностей не было. Иногда работники сталкивались с небольшими затруднениями при начальном формировании пакета документов для подтверждения трат на конкретные услуги. К примеру, для компенсации услуг сотовой связи необходимо предоставить договор и лицензию оператора. Если железно­дорожник заключил этот договор давно, а свою копию потерял, ему приходилось вновь ехать в офис компании оператора и восстанавливать документ, а также брать копию лицензии. Для тех, кто живёт на отдалённых станциях, это могло стать препятствием. И всё же, всего один раз пройдя эту процедуру, работник больше приобретёт в будущем.

– Проект «Кафетерий» только набирает обороты. Дорабатываются ли условия программы? Отзывы участников проекта учитываются Департаментом социального развития?

– Действительно, проект новый, он постоянно развивается. К примеру, когда среди элементов КСП только появилась статья «расходы на питание», первоначально планировалось, что это будет касаться только услуг столовых. Но работники небольших станций не имеют возможности есть в пунктах общественного питания. При этом многие хотели бы вернуть часть затрат на питание. В результате было решено ввести компенсацию за приобретённые в магазинах продукты.

В прошлом году у участников проекта появилось ещё одно предложение – ввести в КСП оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее этот вопрос рассматривается департаментом.

– Юрий Анатольевич, какие плюсы «Кафетерий» даёт работникам, а какие – Компании?
– Для работников важна адресность предоставления соцпакета. В Коллективном договоре есть 94 льготы и гарантии, которые положены различным категориям сотрудников. В КСП всего одиннадцать элементов на выбор. Есть возможность компенсировать те средства, которые железнодорожники сами тратят. Минимальный размер компенсации – 13 тысяч 800 рублей.

Система «Кафетерий» – один из элементов мотивации персонала к качественной работе, это плюс для Компании. Неслучайно обязательными требованиями для участия в проекте являются отсутствие у сотрудника дисциплинарных взысканий и стаж работы более года.

– Пока программа охватывает не так много людей, как хотелось бы. Ситуация будет меняться?

– Конечная цель – распространить действие компенсируемого соцпакета на всех работников ОАО «РЖД». Пока же возможность участия в программе определяется комплексом показателей, в числе которых укомплектованность кадрами и текучесть. В зависимости от этих и других аспектов определяется и индивидуальный коэффициент. С его помощью рассчитывается сумма компенсации. Если в прошлом году мы делали это вручную, то в 2012-м планируем использовать программу «ЕКАСУТР».

– Каково отношение работников Свердловской железной дороги к новой системе социальной поддержки персонала? Удалось ли победить недоверие, которое поначалу возникало у некоторых сотрудников?

– В прошлом году было всего три случая отказа от участия в системе КСП. Это значит, что в целом недоверие удалось преодолеть. Тот, кто уже участвовал в проекте, второй раз уже не сомневается, а даже сам проявляет инициативу. Работники, которые впервые опробуют «Кафетерий», стараются досконально изучить условия проекта. Поначалу боятся: «Вдруг, если я уволюсь, в будущем у меня вычтут эту сумму?» Сейчас все уже знают: взыскивать с работника никто не собирается. Когда кадровики грамотно объясняют преимущества «Кафетерия» и отсутствие каких-либо рисков, недоверие пропадает.

– Кстати о кадровых работниках. В основном информацию о «Кафетерии» железнодорожники получают именно от них. Достаточная ли разъяснительная работа ведётся с этими специалистами?

– Лучший критерий оценки – освоение средств КСП. Если деньги на предприятии полностью не освоены, значит, есть недоработка кадровиков. На некоторых предприятиях специалисты по кадрам сработали очень удачно. Из таких коллективов – эксплуатационные вагонные депо Каменск-Уральский и Войновка, а также Пермская и Верхнекондинская дистанции пути. В Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, например, к работе активно подключился профсоюз. Это тоже значительный плюс для нас.

– Напоследок поделитесь планами на 2012 год.

– В 2012 году мы ставим задачу реализовать на КСП 36 миллионов рублей и увеличить количество участников проекта до 2,5 тысячи человек. Это без учёта Дирекции тяги: в 2011 году она вышла из состава Свердловской дороги. Кроме значимых групп сотрудников двух дирекций – по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении и инфраструктуры, теперь компенсировать свои траты сможет и часть работников Дирекции аварийно-восстановительных средств. Так что добро пожаловать в «Кафетерий»!

Беседовала Евгения Гусева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31