16 января 2021 00:03

16 января 2021 00:03

Совершенствовать настоящее во имя будущего

В День российской науки в Уральском государственном университете путей сообщения учёные обсуждали важные темы

Восьмого февраля уральские учёные подводили итоги, делились мнениями и дискутировали об актуальных вопросах современного транспорта.

 

На торжественном заседании ректор УрГУПСа Александр Галкин поздравил коллег с праздником и отметил, что этот день не просто праздничное мероприятие, а подведение итогов прошедшего года и утверждение планов на будущее.

В 2011 году достигнуто немало: выполнены заказы ОАО «Российские железные дороги» на научно-технические разработки, активно и успешно функционируют диссертационные советы, создано 12 научно-образовательных центров, открыты новые лаборатории.

– В 2011 году мы открыли два малых инновационных предприятия и запланировали создание ещё трёх, – отметил Александр Геннадьевич. – С сентября прошлого года Уральское отделение Российской академии транспорта переведено на базу УрГУПСа, и многие наши ученые-академики сейчас активно перестраивают свою работу в соответствии с новым статусом университета. В преемственности поколений преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов – будущее университета. Чтобы привлечь молодых учёных, мы создаём все условия для активизации научно-исследовательской работы, идём по пути коммерциализации исследований, согласно новому коллективному договору предоставляем существенные социальные гарантии и льготы молодым учёным и преподавателям.

В связи с грядущей аккредитацией 2012 год не будет лёгким. Однако огромный потенциал и энергия уральских ученых не дают никакого повода сомневаться в том, что Уральский государственный университет путей сообщения достойно справится с любыми трудностями.

Руководитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Евдокимов подчеркнул, что в настоящее время транспорт нуждается в хорошо подготовленных специалистах, отвечающих современным требованиям.

– Понятно, что основной процесс в вузе – это обучение студентов, – отметил Александр Александрович. – Но студенты могут получать ценные знания только от тех преподавателей-учёных, которые совершенствуются и развиваются в научной сфере. Поэтому нужно идти в ногу со временем.

Хорошие перспективы

Проректор по научной работе и международным связям Сергей Бушуев представил доклад об уэльском университете Глиндор (Glyndwr University), который посетил вместе со своими коллегами. Сергей Валентинович рассказал об особенностях обучения студентов в Великобритании, о структуре университета и наметил перспективы сотрудничества УрГУПСа с британским вузом. Открыть совместные магистерские программы, обучать по принципу двойных дипломов, освещать наши разработки в научных журналах Великобритании – возможные варианты сотрудничества с европейскими коллегами. Сергей Бушуев признал, что почти всё, что сейчас активно внедряется в УрГУПСе (Wi-Fi, видеоконференцсвязь, электронная библиотека, системы контроля доступа), уже широко используется в зарубежных странах.

Перспективами подготовки кадров высшей квалификации в университете поделилась заведующая отделом докторантуры и аспирантуры Нина Сирина. Она отметила, что УрГУПС занимает ведущее место среди транспортных вузов по количеству магистрантов.

– Желание поступать в магистратуру у студентов, несомненно, есть, поэтому срочно надо лицензировать новые направления подготовки, – отметила Нина Фридриховна. – В 2011 году впервые за историю университета мы выполнили аккредитационный показатель по числу аспирантов на сто студентов.

Руководитель студенческого научного коллектива «Зелёная планета» Максим Кириллов рассказал о деятельности своей команды в области охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте, поделился научными достижениями ребят.

– Студенты получают опыт работы с оборудованием, занимаются исследованиями, придумывают и монтируют различные установки, а главное – проникаются проблемами экологической безопасности на железнодорожном транспорте и самостоятельно учатся их решать, – подвёл итог своего выступления Максим Владимирович.

 

Оживлённое обсуждение

Праздник продолжило заседание Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта (УрО РАТ), на котором рассматривались вопросы реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в Уральском федеральном округе.

Участники активно включались в полемику, предлагая свои варианты решения проблем. Так, доктор технических наук профессор ЮУрГУ (Челябинск) Олег Ларин поднял вопрос бесконтрольного увеличения числа пассажирских маршрутов. О применении геосинтетических материалов в современном строительстве рассказала профессор Пермского национально-исследовательского политехнического университета Людмила
Тимофеева.

– Проектировщики часто не могут выбрать подходящий материал – отсюда некачественные дороги, – подчеркнула Людмила Михайловна. – Должны проводиться специальные исследования этих материалов, а для этого необходимы экспертные лаборатории.

Бурно обсуждалась идея создания трассовых медицинских пунктов на федеральных автомобильных дорогах. Участники согласились, что несвоевременное оказание медицинской помощи – частая причина летальных исходов после ДТП. Проректор по информатизации УрГУПСа Юрий Ялышев поднял вопрос о качестве подготовки специалистов по безопасности дорожного движения и о качестве подвижного оборудования ГИБДД. К примеру, в Германии автоинспектор – фельдшер, спасатель, пожарный и полицейский в одном лице. Но чтобы подготовить такого специалиста в России, нужно менять учебную программу многих ведомств. Члены конференции поддержали это предложение – оно было внесено в проект решения УрО РАТ.

Заместитель директора Инновационного научного центра Академии транспорта Дмитрий Брусянин представил идею формирования маршрутной транспортной сети Свердловской области как предоставление населению более доступной комплексной транспортной услуги. Было предложено продолжить эту работу и в сфере железнодорожного транспорта. Председатель Уральского отделения РАТ Александр Галкин представил второй номер ежеквартального журнала «Инновационный транспорт» – совместного издания РАТ и УрГУПСа. Большая часть материалов этого выпуска посвящена проблемам и перспективам развития автомобильных дорог, инновационным технологиям, внедрённым в сфере дорожного строительства.

Продуктивно прошёл День российской науки в стенах
УрГУПС. Уже по его работе было видно, с какой самоотдачей и энтузиазмом учёные посвящают себя профессии. У них особая миссия – созидать, творить, постигать, совершенствовать настоящее во имя будущего. Это люди, наделённые пытливым разумом, закалённые поисками, лишённые покоя. Хочется пожелать им новых открытий, творческих успехов и головокружительных научных достижений.

Анастасия Мехонцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31